Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Акулы по имени брюс: возвращение аниматроники в большое кино

Акулы по имени брюс: возвращение аниматроники в большое кино

В новом фильме Ридли Скотта «Чужой: Завет» грозные ксеноморфы представлены не только компьютерной графикой, но и доходягами в костюмах с механизированными головами — совсем как в старом, добром 1979 году. КиноПоиск вспомнил достижения аниматроники и оценил ее перспективы.Хорошо забытое староеАниматроникой называют роботизированных кукол, способных на ряд телодвижений. В данную категорию попадает любое чудо-юдо, в то время как человекоподобные модели обозначаются политкорректным словом «андроид».

Растормошить болванчиков помогают запрограммированные команды, дистанционное и ручное управление. Внутри у аниматронных персонажей все так же, как у людей: скелетный каркас поддерживает мышцы, только сделаны они из стали и механических приводов соответственно; есть даже нервная система — электрические провода, соединяющие все компоненты вместе. Покрывает это безобразие эластичная шкурка, чье производство весьма витиевато.

Первым делом создается скульптура персонажа в натуральную величину, с которой снимается слепок. В полученную форму заливается пенолатекс, полдня она запекается в печи. После того как кожа остынет, остается только ее раскрасить, вклеить при необходимости волоски, и рукотворное чудовище может заводить друзей.

Зрителям и кинематографистам понадобилось 20 лет, проведенных под игом компьютерной графики, чтобы понять, насколько они соскучились по настоящим спецэффектам. Спасибо Джорджу Миллеру, напомнившему всем в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости», как весело играть с настоящим огнем. Маятник качнулся в обратную сторону: каскадеры, строители декораций, специалисты по пластическому гриму все смелее выходят из-за завесы зеленого экрана.

Где-то среди полузабытых угнетенных техник осторожно показывает нос и аниматроника. В 1980-е и первую половину 1990-х без нее не обходился практически ни один уважающий себя фантастический фильм. С тех пор в кино она объявлялась только по праздникам, которых, кажется, в календаре скоро станет заметно больше.

Рекламная кампания фильма «Звездные войны: Пробуждение силы» не только не скрывала своей ставки на ностальгию, но и всячески бахвалилась ей. На фестивале Star Wars Celebration объявление о возвращении к корням в виде реальных спецэффектов было встречено ликованием среди фанатов. Появление же на сцене дроида BB-8 как материального доказательства данных обещаний и вовсе произвело фурор.

Впрочем, даже новейшие скачки в робототехнике не в состоянии объединить в аниматронной кукле весь тот функционал, которым механический колобок щеголяет в фильме. Специалисту по визуальным эффектам Нилу Скэлмэну и его команде пришлось наплодить целую ораву дроидов, каждого со своим набором умений. Один ездил без сторонней помощи, второй крутился на месте, третий использовался для крупных планов, другой, как неваляшка, никогда не опрокидывался.

Основная часть съемок проходила с марионеточной версией, чьи кукловоды стирались из кадра цифровым путем.

Акулы по имени брюс: возвращение аниматроники в большое кино

Апатозавр изфильма «Мир юрского периода»

Злоупотребление компьютерной графикой в «Мире юрского периода» вызвало расстройство у многих поклонников серии, поскольку оригинальную картину Стивена Спилберга можно считать главным памятником аниматроники. Колин Треворроу, сменивший режиссерский пост на продюсерский, божится исправить несправедливость в следующей части: «Мы вписали некоторые возможности для аниматроники в сиквел. У режиссера Хуана Антонио Байоны те же самые приоритеты.

Он всячески за использование практических эффектов везде, где это возможно».

Не отстает от ретротренда и модник сэр Ридли Скотт, чей курс на максимальный реализм в «Чужой: Завет» радовал актеров масштабными декорациями и доводил до инфаркта контактными ксеноморфами. «Меня сильно удивило, что Чужой в самом деле был с нами, — вспоминает Дэнни МакБрайд в интервью для HBO First Look. — Это действительно страшно. Сцена темная, видишь, как дверь открывается, и думаешь: „Ох, дерьмо, вот и он, вот и он!“»Легендарный паноптикумАниматроника возникла не на пустом месте.

Первые эксперименты уходят в глубь веков. В свое время этим баловался еще Леонардо да Винчи, мастеря механического льва и робота-рыцаря. В кино (а заодно и в аттракционах) основной импульс для развития этой технологии задал Уолт Дисней, выделивший под это дело целое подразделение.

На съемках «Чужого»

В фантастике крайне распространена практика, где крокозябру играет человек в костюме, а голова чудища состоит из аниматронных элементов. Подобная схема идеально укладывалась в биомеханическую эстетику, придуманную Г. Р. Гигером и успешно воплощенную им в первом «Чужом».

Швейцарский художник слепил голову ксеноморфа, а итальянский виртуоз Карло Рамбальди собрал ее механическую начинку, насчитывавшую 900 движущихся частей, благодаря которым среди прочего высовывалась внутренняя челюсть. За свою больную фантазию парочка получила заслуженный «Оскар».

Джеймс Кэмерон не искал легких путей в сиквеле. «Когда Джим впервые пришел ко мне с идеей поместить двух парней внутрь гигантского костюма королевы Чужих, я подумал: „Совсем мужик из ума выжил“», — признавался Стэн Уинстон. И это еще цветочки! Для поддержания всей конструкции с тяжелой аниматронной головой был построен специальный кран, а снаружи четырехметровое страшилище шевелили не меньше восьми кукловодов.

Делали они это с помощью внешних стержней и тросов, иначе ни один оператор не смог бы спрятать этот табун из поля зрения своей камеры. Сейчас посторонних людей в кадре можно замазать на компьютере, а раньше приходилось выкручиваться. Например, кукловодов плюющегося дилофозавра из «Парка юрского периода» предприимчиво прятали в расщелине в полу.

Венец аниматронного творения — Ти-Рекс из «Парка юрского периода», хотя здоровенные роботы строились в кино и прежде, например акулы по имени Брюс (названные так в честь адвоката Спилберга) для «Челюстей» или Кинг-Конг из картины1976 года. Обезьяна-переросток уходила на 12 метров ввысь и весила 6 тонн. Карло Рамбальди понадобились километр гидравлического шланга и 1,5 километра электропроводки для сооружения исполина, а также 20 техников, чтобы им управлять.

Одна беда с этой величественной красотой: работала она через пень колоду или не работала вовсе. Спилбергу невзгоды даже сыграли на руку: частое отсутствие акулы в кадре вылилось в креативное решение нагнетать напряжение, снимая заплывы хищника с неожиданных ракурсов, например с его перспективы.

На съемках «Челюстей»

Тираннозавр же, созданный царем и богом спецэффектов Стэном Уинстоном, при косметической помощи компьютерной графики выполнял режиссерскую установку с отточенностью чемпиона по фигурному катанию. Ахиллесовой пятой 12-метровой и 4-тонной зверушки были только сцены с дождем. Под дополнительным весом впитавшейся воды фигуру начинало трясти и глючить.

Репертуар куклы, оснащенной изнутри мощной гидравлической системой, состоял из 57 движений.Сила аниматроникиКарло Рамбальди был горазд не только на сотворение всяческих ужасов, но и милоты. Работа в «Инопланетянине», возможно, главное его достижение. Деликатный пришелец имел развитую мимику и арсенал из 150 отдельных маневров. «Если бы Спилберг снимал „Инопланетянина“ сегодня, используя последние технологии, я не уверен, что он стал бы хитом.

Техники, которые сейчас используются, не смогли бы воспроизвести кроткое выражение глаз E.T., например, — уверен Рамбальди. — Секрет создания того, что не может выразить технология, лежит в работе художника, который способен развить характеристики, затрагивающие наши глубочайшие эмоции».

На съемках «Инопланетянина»

В «Мире юрского периода» Колин Треворроу сражался за включение аниматроники в фильм, но все, что он сумел отстоять, — это голова и шея умирающего апатозавра (туловище дорисовали специалисты из ILM). Небольшой кусок динозавра обладал полным функционалом пьяного футбольного болельщика — сопел, фыркал и подмигивал. На крупных планах подобный реквизит демонстрирует куда более убедительную игру, чем компьютерная графика. «Мы сняли репетицию и показали режиссеру с продюсерами.

Думаю, их воодушевило, насколько эмоциональной может быть эта сцена», — вспоминает Джон Розенгрант, совладелец компании Legacy Effects. Присутствие куклы обнаруживает новые грани и у актеров, которым трудно раскрыть всю глубину чувств, когда они работают с пустотой.

Таким образом, компьютерные эффекты идеально подходят для динамичного экшена, а аниматроника увереннее справляется со спокойными и драматичными сценами. Вероятно, подобное разделение труда вновь ляжет в основу «Мира юрского периода 2», а то и других блокбастеров.

«Прометей»

Строго говоря, цифровая графика и механизированные куклы не конкурируют друг с другом, поскольку наилучший художественный результат дает совмещение техник. Тандем виртуального и практического подходов хорошо зарекомендовал себя в «Прометее» в сценах с хаммерпедами — червеобразными предшественниками лицехватов из «Чужого».

Первоначально все эпизоды снимались с реальным реквизитом. 15 разных по функционалу моделей готовы были исполнить любой каприз Ридли Скотта: и пасть открыть, и вокруг руки обмотаться. После предварительного монтажа режиссер оценивал, где извороты паразитов можно улучшить на компьютере.

Например, при проскальзывании астронавту в рот. «Некоторые из аниматронных версий принесли в наш офис, чтобы мы их проанализировали и скопировали, — вспоминает специалист по спецэффектам Чарли Хенли. — Их построили с внутренними венами и мышцами под слоем полупрозрачного силикона, так что мы, в сущности, сделали то же самое. Мы просканировали их и построили внутреннюю часть, а затем слой кожи пошире. И рассчитали распространение света».

3D-дизайнерам для создания моделей всегда полезно иметь физические образцы, дабы понимать, как должен выглядеть персонаж при выбранном объективе и выставленном свете. Аниматронике же компьютерная анимация помогает сгладить шероховатости движений и убрать из кадра лишнее.

«Прометей» также продемонстрировал впечатляющие мимические возможности роботов. Густав Хуген создал оторванные головы Инженера и андроида Дэвида, от чьих жизнеподобных гримас и сон потерять недолго.

От лицехвата до грудолома

До недавних пор аниматроника появлялась в основном в фильмах у любителей старины вроде Гильермо дель Торо, находившего применение ей практически в каждой своей картине. Если вам не давало покоя то, как мотал ушами Фавн из «Лабиринта Фавна», вы теперь знаете ответ.

В 2008 году, планируя постановку «Хоббита», дель Торо говорил: «Единственная вещь, которую я буду проталкивать в эти картины, в отличие от „Властелина колец“, — это аниматронные существа. Мы хотим взять современнейшую аниматронику и совершить прыжок на 10 лет вперед с технологией, что мы разработаем для бестиария в этом фильме. Мы намереваемся сделать для аниматроники и спецэффектов то, что остальные фильмы сделали для виртуальной реальности».

На съемках «Хоббита»

Чем все кончилось — известно: в режиссерское кресло воротился Питер Джексон и по привычке отрисовал всю живность Средиземья на компьютере. Ну, почти. Определенные аниматронные находки все же реализовались в сценах с «мерзкими гоблинсами», с десяток которых ходили с механическими головами.

Компания спецэффектов Weta Workshop разработала способ печатать бутафорию на 3D-принтере, включая аниматронику, что позволило здорово сократить расходы и ускорить процесс.

«Напечатанный на 3D-принтере глазной механизм может стоить 50 долларов и потребует день на калибровку, — хвастается Пьетро Мэрсон, возглавляющий аниматронный отдел Weta Workshop. — Для сравнения: наем мастера, чтобы сделать то же самое вручную, может занять до двух недель». По расчетам Мэрсона, 90% гоблинских запчастей чудесным образом родились из недр 3D-принтера.

Зверинец «Чужого» — от лицехвата до грудолома — исторически оживал на экране благодаря механическим прибамбасам, поэтому для Ридли Скотта было делом чести продолжить славную традицию. Для сцены с рождением трилобита в «Прометее» команда Нила Скэлмэна сварганила аниматронное головоногое нечто с силиконовой кожей. Нуми Рапас сидела на стуле, скрытом декорациями так, чтобы торчала только ее голова, а для надругательств над ее телом использовался муляж.

Пока зародыш прятался в животе, марионеточники шевелили им снизу. Когда же он появлялся на свет в результате кесарева сечения, то управлялся кабелями, проходящими сквозь держащий его крюк медицинской капсулы.

Подобная хитрость позволяла легко снимать эпизод пятью камерами с любого угла, а скользящие движения эмбриона достигались за счет многосекционного аниматронного позвоночника. К концу фильма малютка вырастала в здоровущую похотливую каракатицу, которую кинематографисты не поленились воспроизвести в виде полноразмерной куклы со сложными механизмами рта, головы и щупалец.

Увы, идеально синхронизировать мельтешение многочисленных тентаклей с актерской игрой оказалось слишком сложно, поэтому в итоговом монтаже в основном дебоширит компьютерная модель. Закулисные кадры «Чужой: Завет», где перебирающий лапками лицехват выгуливается за хвост по съемочной площадке, словно собака, лишний раз подтверждают верность Скотта практическим эффектам всюду, где это допустимо.

«Армагеддец»

Сейчас к аниматронике чаще обращаются в продолжениях знаковых франшиз, дабы сохранить дух оригинала. Впрочем, иногда она проскакивает и в неожиданных местах вроде кибернетической руки, лопающей яблоко в «Хардкоре», или оторванной головы инопланетной марионетки в фильме Эдгара Райта «Армагеддец». Более приземленным сюжетам всегда пригодятся роботизированные куклы младенцев и животных.

Может статься, что удешевление производства приведет ко второй молодости данной техники.

«Мы должны сохранить в живых эту форму искусства, поскольку она привносит структурную силу в фильм, которая влияет на содержание», — убежден Гильермо дель Торо, а он дурного не скажет.

Автор Николай Долгин

ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ АКУЛЫ СЪЕДЯТ АНИМАТРОНИКА FNAF Майнкрафт Five Nights at Freddy’s 2 3 4 ФНАФ Minecraft


Релевантные статьи:

Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.