Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Мое кино: фильмы, вдохновившие дэвида линча на создание «твин пикс»

Безумный канн: критики против джорджа миллера

Известная поговорка гласит: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Если присмотреться к решениям жюри 69-го Каннского кинофестиваля, может создаться ощущение, что Джордж Миллер и его коллеги и впрямь ничего не делали. Хорошенько остыв после финальной церемонии, КиноПоиск разбирается в итогах фестиваля.

Когда в 2015 году жюри под руководством братьев Коэн присудило премию драме Жака Одиара «Дипан», журналисты пришли в бешенство. По мнению большинства, это был не лучший фильм как самого Одиара, так и конкурсной программы. Ожидалось, что заветную «Пальму» возьмет «Сын Саула» Ласло Немеша, однако этой ленте достался второй по важности приз — Гран-при жюри.

Ходили слухи, что «Дипан» стал компромиссом: кто-то в жюри был категорически против «Кэрол», кто-то против «Лобстера», а кто-то — против «Сына Саула». И только «Дипан» приглянулся всем членам жюри.

Разумеется, братьям пришлось держать ответ за свое решение. На пресс-конференции они саркастично подметили: «Мы не жюри кинокритиков». Их коллега Джордж Миллер, возглавлявший в этом году компанию кинематографистов, еще до начала фестиваля отвечал за последствия работы Итана Коэна и Джоэла Коэна: «О том, кто лучше понимает кино, критики или жюри, существует сотня мнений.

Мы девятиглавый зверь, и у каждой из голов есть мнение. Но все мы любим кино, готовы обсуждать его до хрипоты. Сомневаюсь, что мы что-то упустим». Миллер вспомнил, как однажды работал в жюри и после объявления решения спросил французскую журналистку, понравился ли ей выбор: «Она сказала, что это было ожидаемо. „Ну, хорошо!“ — обрадовался я. „Нет, плохо, — ответила она. — Вы побоялись рискнуть!“»

Увы, рискнуть Миллер побоялся и в этом году. У режиссера «Безумного Макса» была возможность войти в историю в качестве главы жюри, выдавшего «Золотую пальмовую ветвь» фильму, снятому женщиной. «Тони Эрдманн» немки Марен Аде был фаворитом критиков до самого финала, и многие ожидали, что Аде станет первой женщиной, награжденной в Каннах. Оговоримся, что у Джейн Кэмпион тоже есть золото Каннского фестиваля, но награда поделена с картиной «Прощай, моя наложница».

Премии 69-го Каннского кинофестиваля распределились так:

  • «Золотая пальмовая ветвь» — «Я, Дэниэл Блэйк», режиссер Кен Лоуч;
  • Гран-при жюри — «Это всего лишь конец света», режиссер Ксавье Долан;
  • Лучший режиссер — Кристиан Мунджиу, «Выпускной»; Оливье Ассайас, «Персональный покупатель»;
  • Приз жюри — «Американская милашка», режиссер Андреа Арнольд;
  • Лучший сценарий — Асгар Фархади, «Коммивояжер»;
  • Лучшая женская роль — Жаклин Хосе, «Мама Роза»;
  • Лучшая мужская роль — Шахаб Хоссейни, «Коммивояжер».

После вручения призов Миллер оправдывался: «У нас было всего восемь наград для 21 фильма. Мы действовали энергично и сурово. Ничто не оставалось за рамками наших обсуждений.

Мы хотели обсудить все сами, не слушая прессу».

Если посмотреть на оценки критиков из журнала Screen, то покажется, будто Миллер со товарищи и впрямь действовал наперекор прессе.

Безумный канн: критики против джорджа миллера

Рассмотрим поближе главных призеров 69-го Каннского фестиваля.

«Золотая пальмовая ветвь» — «Я, Дэниэл Блэйк», режиссер Кен Лоуч

Плотнику Дэниэлу Блэйку (блестящая роль британского комика Дэйва Джонса) 59 лет, и он только что пережил серьезный инфаркт. По результатам общения с социальным работником Дэн оказывается в неприятной ситуации. Настоящие врачи запрещают ему выходить на работу, а пособие он не может получать, потому что соцработник признала его годным (недобор всего в три пункта). Дэн хочет подать жалобу и сталкивается с массой неприятных моментов.

Ему приходится висеть на телефоне часами, сражаться с компьютерами (перед ними мастер на все руки Блэйк просто пасует), потом сидеть в офисе биржи труда, где его заставляют искать работу. Там же Дэн знакомится с матерью-одиночкой Кэти. У нее двое детей — гиперактивный мальчик и не по годам смышленая девочка. Их семья переселилась в Ньюкасл из Лондона, где оплачивать жилье было невозможно.

Овдовевший Дэн берет шефство над Кэти, помогает ей наладить быт, сидит с детьми. Но вот его личная ситуация становится все хуже и хуже: работы нет, денег нет, а социальное пособие не предвидится.

По сути, это типичное кино Кена Лоуча, но жюри, в котором не было ни одного британца, как-то упустило этот момент. Безусловно, «Я, Дэниэл Блэйк» — отличная и крепкая картина, заставившая не одного циничного критика украдкой пустить слезу в финале, но Лоуч не раз и не два снимал картины о социальной несправедливости.

Можно вспомнить «Град камней», где безработные пытаются найти средства к существованию (приз жюри Каннского фестиваля в 1993 году), «Меня зовут Джо» о романе безработного пьяницы и сотрудницы социальной службы (Питер Муллан получил приз в Каннах за лучшую мужскую роль) или «Хлеб и розы» о трудной жизни мексиканской иммигрантки в Великобритании. Лоуч борется за социальную справедливость не только в кино, но и в жизни: он поддерживает несколько благотворительных учреждений, организации для бездомных в своем родном городе Нанитоне.

Кен Лоуч получает «Золотую пальмовую ветвь»

Теперь Кен Лоуч стал одним из восьми кинематографистов, получавших престижнейшую премию дважды. У 79-летнего режиссера уже есть награда за драму «Ветер, что качает вереск». Кроме Лоуча в пантеон дважды победителей Канн входят братья Дарденн, Френсис Форд Коппола, Михаэль Ханеке, Билле Аугуст, Сёхэй Имамура, Эмир Кустурица и Альф Шёберг.

Сказать, что решение жюри выделить картину Лоуча оказалось консервативным, — это значит ничего не сказать. Вполне возможно, что здесь, как и в прошлом году, имел место компромисс. Может быть, Джордж Миллер (71 год) и Дональд Сазерленд (80 лет) нашли ленту певца британского соцреализма максимально близкой по возрасту и отстаивали ее.

Но, с другой стороны, остальные призы также получили неожиданные, а то и спорные фильмы.

Гран-при жюри — «Это всего лишь конец света», режиссер Ксавье Долан

34-летний драматург Луи (Гаспар Ульель) летит в самолете и размышляет о грядущей встрече с семьей. Он не был дома 12 лет, и теперь ему страшно смотреть в глаза родным. Младшая сестра Сюзанн (Леа Сейду) совсем выросла. Старший брат Антуан (Венсан Кассель) женился на красавице Катрин (Марион Котийяр), и у них двое детей. Вот только Луи летит домой, чтобы объявить о своей смерти. Прибытие блудного сына вызывает переполох, но не всегда радостный. Сестра нервно курит траву.

Брат покрикивает на жену. Жена заикается и путается в обращении (Катрин не знает, как звать Луи — на «вы» или на «ты»). Иногда на Луи накатывают воспоминания, и флешбэки с этими моментами резко отличаются от общей стилистики фильма, снятого крупными планами. Рассказать о своей смерти герой пытается в отдельном разговоре с каждым из родных.

Получится ли? Скажет ли? Или семья и так все поймет без лишних слов?

Подробно читайте о фильме Долана в спецпроекте. Отметим лишь, что, в отличие от многих критиков, корреспондентам КиноПоиска фильм понравился. Как нам объяснял один из французских журналистов, лента во многом опирается на игру слов, которая несколько потерялась в переводе на английский.

Фильм Долана освистали после пресс-показа и обругали в рецензиях: слишком крупные планы, слишком поверхностные диалоги, слишком много эмоций, слишком монотонно. Пора взрослеть, юноша, давайте-ка посерьезнее — это сквозило в рецензиях. Канадский постановщик, вернувшийся к пьесе Жан-Люка Лагарса через несколько лет после прочтения, был чрезвычайно эмоционален, принимая награду: он плакал, вспоминал ненависть критиков, жаловался на непонимание и благодарил за оказанную честь.

Ксавье Долан

Два года назад Ксавье Долан получил приз жюри, поделив его с Жан-Люком Годаром. Тогда жюри возглавляла Джейн Кэмпион, и ей тоже досталось от прессы, когда не лучшая картина Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка» была отмечена «Пальмой».

Вторая по важности премия Каннского фестиваля ленте «Это всего лишь конец света», может, и не самое плохое решение, но при этом за бортом оказались «Патерсон» Джима Джармуша, пресловутый «Тони Эрдманн», прекрасная «Сьераневада» Кристи Пую, остроумная и язвительная «Она» Пола Верховена. Отметь жюри Миллера хоть одну из этих лент, приз Долану не смотрелся бы пощечиной.

«Выпускной»

Лучший режиссер

  • Кристиан Мунджиу, «Выпускной»
  • Оливье Ассайас, «Персональный покупатель»

С оглашением победителей в этой номинации случился небольшой казус. В пресс-руме все услышали имя Мунджиу, выдохнули и принялись строчить в соцсети. Но, подняв головы, журналисты увидели, как на сцену выходит режиссер Ассайас, а ведь его «Персонального покупателя» освистали и приговорили к полному забвению.

Как можно было разделить эту премию между виртуозной драмой Мунджиу и жанровой лентой Ассайаса, где героиня проводит немало времени за написанием SMS, никто так и не понял.

В «Выпускном» врач Ромео Алдеа живет в небольшом румынском городке, работает в больнице и вкладывает все силы и средства в образование дочери Элизы, которая должна уехать учиться в Великобританию. Элизе уже предложили стипендии два вуза, нужно лишь сдать выпускные экзамены в школе на высокий балл. Однако несколько дней выпускных оказываются для Ромео настоящим испытанием на честность и верность принципам.

За день до первого экзамена на Элизу нападает неизвестный и пытается изнасиловать девушку. Ромео одержим поисками нападавшего. Врачу кажется, что его кто-то преследует. Испытанный Элизой шок, а также травма руки ставят под угрозы результаты экзаменов, а дочь не должна упустить свой шанс уехать из Румынии в нормальную страну, где она сможет чего-то добиться.

Ромео вынужден идти на сделку с совестью, которая дорого ему обойдется.

Критик Дэн Файнару из Screen называет «Выпускной» самым взрослым фильмом Мунджиу, но это, скорее, самый личный фильм режиссера. Румынский постановщик признавался, что в основе сценария лежит очень знакомая ему история. Великолепная игра Адриана Титьени — актер невероятно органичен в образе запутавшегося отца — дала почву для рассуждений о неминуемой премии за мужскую роль.

У самого Мунджиу есть каннское золото за драму «4 месяца, 3 недели и 2 дня», приз за сценарий ленты «За холмами», а теперь к ним добавляется премия за режиссуру. Можно ли было пройти мимо этой картины, если в начале фестиваля демонстрировалась очень сильная лента соотечественника Мунджиу Кристи Пую «Сьераневада»? На этот вопрос, увы, ответа нет.

Об особенностях работы жюри на Каннском кинофестивале — в интервью Александра Роднянского.

«Персональный покупатель»

«Персональный покупатель» — история девушки Морин (Кристен Стюарт), у которой некоторое время назад в Париже умер брат-близнец. Теперь она живет в столице Франции, работает на местную звезду и тщетно пытается найти контакт с братом. Морин — медиум, она чувствует призраков, видит их и уверена, что брат свяжется с ней из загробного мира. И однажды ей приходит сообщение с неизвестного номера.

Морин вступает в переписку с незнакомцем и параллельно начинает совершать непривычные для себя действия.

Большинство критиков в своих рецензиях советовали Ассайасу пойти вон из профессии. Тодд МакКарти из The Hollywood Reporter пишет: «Хорошо сыгравшая Стюарт не в состоянии оживить этот вялый и непроработанный сценарий. Может быть, на Хэллоуин это кино и заработает в американском прокате, но кинотеатры быстро опустеют, едва зрители поймут, что это за фильм». Полная противоположность — отзыв Питера Брэдшоу из Guardian.

Он дал максимальные пять баллов всего двум конкурсным фильмам — «Выпускному» и… «Персональному покупателю». «Фильм напомнил мне „Рассекая волны“ Ларса фон Триера, — пишет Брэдшоу. — Есть в нем не поддающийся объяснению провокационный порыв». Критик хвалит работу бывшего кинокритика Ассайаса за напор саспенса а-ля Хичкок и за дерзость.

Решение разделить приз за режиссуру можно назвать смелым. С одной стороны, полная морали история румынского режиссера, а с другой — необычный эксперимент французского постановщика. Но отделаться от ощущения, что жюри руководствовалось оценками The Guardian при определении этой премии, очень сложно.

Приз жюри — «Американская милашка», режиссер Андреа Арнольд

18-летняя Стар (Саша Лэйн) из Техаса роется в мусорном баке вместе с малолетней сестрой и братиком. Пытаясь поймать машину, Стар замечает, как возле супермаркета останавливается фургон, откуда высыпает веселая молодежь. Из любопытства Стар следует за ними и знакомится с харизматичным Джейком (Шайа ЛаБаф), который предлагает ей поехать по Америке и продавать подписки на журналы.

Поначалу девушка колеблется, но дома ее не ждет ничего хорошего: муравьи на кухне, приставания отчима, постоянная нехватка денег. Оставив брата и сестру, Стар сбегает с разношерстной компанией.

Роуд-муви с непрофессиональными актерами — первая работа британской постановщицы в Америке, посмотревшей на страну сквозь призму собственных впечатлений. Частично картина основана на статье из The New York Times о продавцах журнальных подписок, но Арнольд признается, что в нее особо не вчитывалась.

Фильм длиной почти три часа поражает красотой съемки (Арнольд продолжает работать в академическом формате 4?3), органичными актерскими работами, но при этом не представляет собой ничего особенного. Персонажи просто перемещаются из одной точки в другую, слушая музыку. «Иллюстрированным мюзиклом iTunes» называет картину Гай Лодж из Variety, не удержавшись от сравнения с «Отвязными каникулами» Хармони Корина, но ленту хвалит.

После пресс-показа картину освистали, причем европейская пресса была к ней менее милосердна, нежели американская. В результате бронза Каннского фестиваля оказалась у Андреа Арнольд.

Лучший сценарий — Асгар Фархади, «Коммивояжер»

Лучшая мужская роль — Шахаб Хоссейни, «Коммивояжер»

Название фильма образовано от пьесы Артура Миллера «Смерть коммивояжера», которую ставят герои картины Фархади в одном из театров Тегерана. Протагонисты картины — молодая пара Эрад и Рана — задействованы в этой постановке, но в реальной жизни у них разыгрывается настоящая драма. Дом, в котором живут Эрад и Рана, буквально дает трещину, и всем жильцам приходится съезжать.

Новое жилье предлагает своим коллегам по театру актер Бабак, и Эрад начинает перевозить вещи. Об одном Бабак умолчал: ранее ту квартиру снимала девушка легкого поведения, и из-за этого героям придется хлебнуть горя.

Фильм оказался в конкурсной программе в последний момент, вызвав довольно вялую реакцию критиков после пресс-показа. «Это не плохо, но и не блестяще. Просто еще один иранский фильм», — примерно такие отзывы можно было услышать о ленте постановщика «Развода Надера и Симин». Тим Роби из The Telegraph пишет: «Режиссеру не помешало бы провести больше времени в монтажной, отполировав третий акт.

Помимо этого, в картине слишком много сюжетных ответвлений, которые нагромождаются друг на друга, усложняя главную историю».

Сразу две премии этому фильму породили слухи о протекционизме со стороны Катаюн Шахаби, продюсера из Ирана, работавшей в жюри. Конкурсный фильм Каннского фестиваля может быть удостоен двух наград только за актерскую работу и сценарий — таковы правила. И жюри Миллера воспользовалось им, снова лишив возможности отметить любимые критиками картины.

Лучшая женская роль — Жаклин Хосе, «Мама Роза»

Роза и ее муж Нестор держат круглосуточный ларек в Маниле. В самом начале фильма Роза вместе с сыном закупает товар в супермаркете и под проливным дождем добирается до своей лавки. Кроме чипсов и газировки, в ларьке Розы и Нестора можно приобрести наркотики. Вскоре на их небольшое предприятие нападает полиция, забирает метамфетамин и тетрадь с именами клиентов и поставщиков.

Казалось бы, тут и истории конец, но манильские копы предлагают супругам сделку — заплатить около 1000 долларов за выход из тюрьмы. Далее Роза и Нестор сидят за решеткой, а трое их сыновей сбиваются с ног, пытаясь достать нужную сумму. Они выпрашивают, занимают, воруют и даже идут на панель.

Почему зритель должен переживать за героев — большой вопрос.

«Это уродливый фильм, но в этом весь смысл», — считает Бен Кролл из The Wrap, рассказывая о картине Брийанте Мендосы. Филиппинский режиссер обратился к проблеме коррупции властей, ничего не приукрашивая как по сюжету, так и по исполнению. Мутное изображение, снятое ручной камерой — такое кино опоздало лет на десять, но Джордж Миллер и жюри, видимо, впервые узнали о существовании кино на Филиппинах и отметили Жаклин Хосе за главную женскую роль.

Премия стала большим сюрпризом как для самой актрисы, так и для прессы. Все ожидали, что отметят Сандру Хюллер из «Тони Эрдманна» или Изабель Юппер, сыгравшую жертву насилия в фильме Пола Верховена «Она». «Сейчас на телефон кино снимают лучше», — ворчали критики, покидая пресс-показ «Мамы Розы». И это абсолютная правда, достаточно посмотреть фаворита прошлогоднего «Сандэнса» ленту «Мандарин».

Катаюн Шахаби и Мадс Миккельсен на первой пресс-конференции жюри

Критики видят гораздо больше фильмов, нежели члены жюри, в силу своей профессии. Приезжая на Каннский (и любой другой) кинофестиваль, критики хотят увидеть что-то новое, открыть нового режиссера, новый киноязык, получить новые эмоции. Конечно, решение жюри под управлением Миллера не открыло ровным счетом ничего.

Премии, полученные в Каннах, могли бы помочь независимым кинематографистам вроде Джармуша и Верховена с финансированием, однако вместо этого фестиваль продолжает вызывать вопросы о том, по какому принципу организаторы формируют жюри. «При Жиле Жакобе такого не было», — вздыхали журналисты, покидавшие вечером 22 мая фестивальный Дворец. На самом деле несправедливое, по мнению прессы, распределение наград было и будет всегда, но почему-то в этом году оно чувствовалось особенно остро.

Джордж Миллер на финальной пресс-конференции жюри в Каннах

Из конкурсных фильмов Каннского фестиваля 2016 года для России уже куплены и выходят в прокат следующие фильмы:

  • «В тихом омуте» — 7 июля;
  • «Госпожа» — 25 августа;
  • «Джульетта» — август;
  • «Неизвестная» — 17 ноября;
  • «Неоновый демон» — 28 июля;
  • «Она» — 22 сентября;
  • «Персональный покупатель» — дата премьеры не определена;
  • «Тони Эрдманн» — 27 октября;
  • «Это всего лишь конец света» — октябрь.

Автор Татьяна Шорохова

Том Харди и Шарлиз Терон о жестоком мире «Безумного Макса»


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.