Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > «Борг/макинрой»: песнь льда и пламени

«Борг/макинрой»: песнь льда и пламени

Бьёрн Борг — настоящая звезда спорта, шведский феномен, известный в мире не хуже квартета ABBA, Карлсона, мебели ИКЕА и семьи Скарсгард. Блестящий теннисист, он пять раз подряд завоевывал кубок Уимблдона, но в 26 лет ушел из спорта. Джон Макинрой, который, как считают создатели фильма, стал одной из причин разрыва Борга с теннисом, славился буйным нравом, хамил судьям, сквернословил и ругался со зрителями.

Выиграл четыре турнира US Open и три Уимблдона. Многие считают Макинроя величайшим теннисистом всех времен.

Как снять историю, исход которой известен, но при этом удержать зрителя на протяжении двух часов? Бывший документалист, датский режиссер Янус Мец заходит с финала, объясняя, насколько важной была встреча Борга и Макинроя. Но, кажется, его не очень интересует, что она сделала для тенниса.

Гораздо больше Мец заинтересован в исследовании характеров спортсменов.

Бьёрн Борг, которого скупо играет швед Сверрир Гуднасон, — сухопарый, волоокий и длинноволосый красавец аскет. Он, может, и живет в Монако, но не сильно-то рад, когда за ним гоняются толпы поклонниц. Спасаясь от преследования особенно рьяных фанаток, Борг оказывается в небольшом кафе, где бариста не узнает его. «А кто вы по профессии?» — спрашивает француз.

Швед, слегка задумавшись, отвечает: «Я электрик. Нормальная такая профессия».

«Борг/макинрой»: песнь льда и пламени

Сверрир Гуднасон в роли Бьорна Борга

Ничего нормального в жизни самого Борга нет. За те три дня до встречи с Макинроем (это время основного действия картины) мы узнаем, что у первой ракетки мира есть целый ряд ритуалов, которым он фанатично следует. По вечерам он считает пульс, который не должен превышать 50 ударов в минуту. Он вместе с тренером ходит по разложенным на полу ракеткам, проверяя струны.

Он совершенно лишен эмоций и со стороны похож на шведского терминатора. Наверное, такими мы представляем стереотипных скандинавов — отстраненными, холодными и нетемпераментными.

На самом деле Бьёрн Борг научился мастерски играть не только в теннис, но и со своими эмоциями. Он как клерик Тетраграмматона из «Эквилибриума», вовремя принявший таблетку для отсутствия чувств. В случае Борга таблеткой стало обещание, данное тренеру Леннарту Бергелину (Стеллан Скарсгард) еще в 15-летнем возрасте: он перестанет взрываться по любому поводу, станет послушным и спокойным, если его возьмут на Кубок Дэвиса.

Темпераментный подросток превращается в хладнокровного мужчину, но так ли это на самом деле?

Шайа ЛаБаф в роли Джона Макинроя

Теннис — спорт джентльменов, в нем не место хамоватому дарованию Джону Макинрою. В детстве он был невероятно талантливым ребенком, умел совершать в уме сложнейшие вычисления. К сожалению, фильм Меца не объясняет, почему из спокойного вундеркинда-математика вырастает нахрапистый теннисист, но линия Макинроя вообще находится на втором плане.

Рабочее название фильма — «Борг». Линия американского теннисиста лишь должна была оттенить шведа, но Шайа ЛаБаф настолько хорош в этой роли, что кажется, будто его преступно мало. Более того, его персонаж ярче, как и многие антагонисты, поэтому Гуднасону приходится трудно.

Мец выдает шведскому теннисисту больше флешбэков, объясняет его мотивацию, терпеливо выводит портрет человека, ставшего заложником собственного желания («Хочу быть лучшим в мире»). Макинрою приходится довольствоваться редкими включениями из детства и разговорами с другими спортсменами. «Знаешь, почему тебя никто не запомнит? — в сердцах бросает Джону побежденный соперник. — Потому что тебя никто не любит».

«Молот против кинжала» — так называли встречу Борга и Макинроя. Финал Уимблдона занимает последние минуты фильма, превращая теннисный матч в своего рода столкновение двух супергероев. Два идеальных спортсмена уделывают друг друга.

При этом Борг — заложник своего перфекционизма, а Макинрой — жертва чуть недоработанного сценария. Впрочем, смотреть картину интересно. В конце концов, это не кино про теннис, это психологический триллер с эффектной разборкой в конце.

«Борг/Макинрой»

На пресс-конференции режиссер Янус Мец признался, что кино и правда не о теннисе. «Дело не в спорте, дело не в теннисе — дело в персонажах. Должна быть интересная история, которая ставит перед зрителем ряд вопросов». Однако этого мало.

Теннис тоже должен смотреться убедительно. Гуднасону и ЛаБафу пришлось полгода провести на тренировочной базе, где они ежедневно учились играть как профессионалы.

Для ЛаБафа «Борг/Макинрой» — это не первое кино о знаменитом американском теннисисте. Ему предлагали фильм «Суперпаршивец» (Superbrat), но актер не согласился. «Тот сценарий был сатирой и показывал Макинроя в плохом свете, — объяснил актер на пресс-конференции. — Его выставили каким-то клоуном, сварливым крикуном. Но, честно говоря, меня привлек не столько проект о Макинрое, сколько возможность поработать с Янусом.

Я жуткий фанат его фильма „Броненосец“, смотрел его сто раз, когда снимали „Ярость“. Мы с Джоном Бернталом очень многое своровали оттуда. Когда я узнал, что Янус будет снимать кино про теннис, то подумал: «Что за х***я?» А потом почитал сценарий, и он меня сильно затронул».

Гуднасон подтвердил, что Бьёрн Борг до сих пор является очень популярным человеком в Швеции. «Он был и остается величайшим шведским спортсменом, — сказал актер. — В то время теннисисты стали рок-звездами, люди до сих пор помнят их».

Режиссер Янус Мец на съемках

Стеллан Скарсгард за несколько недель до премьеры позвонил вдове Бергелина, который скончался в 2008 году. «Я сказал: „Простите меня. Я играю в кино вашего мужа, но это не ваш муж“. Она прокричала в трубку: „Нестрашно, милок, это не документальное кино“. И она права. Когда играешь реально существовавшего или существующего человека, то мне кажется правильным драматизировать события, чтобы они работали на сюжет.

Все для фильма. Но даже документальное кино не правда. Это субъективный взгляд.

Вообще кино очень субъективно».

ЛаБаф называет Макинроя тактиком, который был достаточно расчетлив, чтобы продумать собственный стиль игры. «До прихода Макинроя теннис был силовым спортом, и Борг слыл его королем. Макинрой привнес в игру новые краски, чувствительность и тактику. Своим напускным гневом он сбивал соперников с толку.

Он практически артист».

Кино о терминаторе и плохом Санте мира тенниса — эта песнь льда и пламени — очень скоро окажется на экранах. В российский прокат «Борг/Макинрой» выходит 5 октября.

Автор Татьяна Шорохова

Борг/Макинрой — Русский трейлер (2017)


Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.