Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Шелдон, бэтмен и клоуны трампа: сериалы сентября

Что-то не так с кевином: как создавался «сплит» м. найта шьямалана

Внимание: в статье имеются спойлеры к фильму.

В последний раз фильм М. Найта Шьямалана так волновал общественность в первой половине 2000-х. «Сплит» только в первый уик-энд заработал более 40 млн долларов и за полтора месяца продвинулся на третье место в списке самых популярных лент режиссера в США. Тем самым он доказал, что хороший прием позапрошлогоднего «Визита» все же не был случайностью. КиноПоиск разобрался, как Шьямалан достиг нового успеха, которому предшествовали 11 лет провалов.

Международный человек-загадкаУже и забылось, какой фурор произвело «Шестое чувство» Шьямалана. 29-летний американский режиссер индийского происхождения, на счету у которого были две проходные ленты и сценарий для «Стюарта Литтла», искусно научился нагнетать напряжение минимальными средствами.

Что-то не так с кевином: как создавался «сплит» м. найта шьямалана

М. Найт Шьямалан и Джеймс МакЭвой

Фильм о мальчике, чувствующем связь с потусторонним миром, и психиатре, пытающемся найти с ним общий язык, одновременно опирался на классические методы запугивания зрителей и был очень элегантно сделан. Причем настолько, что его обаянию поддалась даже Американская киноакадемия, обычно не жалующая подобные триллеры с элементами хоррора: «Шестое чувство» удостоилось шести номинаций.

Снятые после него «Неуязвимый», «Знаки» и «Таинственный лес» использовали похожие схемы. Тщательно проработанное визуальное наполнение сочеталось в них с интригующим сюжетом, непременно завершавшимся финалом с резким переворотом, когда все вставало с ног на голову. Однако вышедшая в 2006-м «Девушка из воды» (она ознаменовала собой разрыв в отношениях Шьямалана и студии Sony) показала, что постановщик увяз в дебрях своего стиля.

Даже семейная сказка у него теперь превращалась в некий гибрид из хоррора и напыщенной мелодрамы. После череды кассовых побед это было первое коммерческое фиаско Шьямалана. Его быстро перестали воспринимать всерьез.

«Шестое чувство»

Черная полоса«Плохая монотонная актерская игра, совершенно бессмысленные монологи —да это же шьямаланизация», — насмехался над постановщиком интернет-обозреватель Дуглас Уокер, более известный как Ностальгирующий Критик. Уокер посвятил режиссеру не один ролик. Под его тяжелую руку попали ленты «Девушка из воды», «Явление», «Повелитель стихий» и «После нашей эры».

Именно они превратили некогда преуспевающего кинематографиста в завсегдатая списков номинантов антипремии «Золотая малина».

На съемках фильма «После нашей эры»

В 2011-м он поддался уговорам Уилла Смита и согласился снять для него фильм «После нашей эры», в котором бы Шьямалан отвечал за красивую картинку, а ведущая звезда — за все остальное. Картина должна была стать началом большой научно-фантастической франшизы, которую бы возглавил сын артиста Джейден Смит. В первые три дня в американских кинотеатрах фильм, стоивший 130 млн долларов, собрал 27,5 миллиона.

Итоговый результат составил лишь 60 миллионов.

Хотя провал больно ударил по карьере как Шьямалана, так и Уилла Смита, некоторое благотворное воздействие он все же оказал. Автор «Шестого чувства» наконец сделал выводы из происходящего.

После знакомства с продюсером Джейсоном Блумом он втайне от публики начал разрабатывать небольшой проект «Визит», который должен был вернуть своего автора к прежним строгим бюджетным рамкам, но и дать большую творческую свободу. «Ограничения помогают творческим возможностям», — говорил он в августе 2015-го, незадолго до мировой премьеры фильма. В итоге хоррор поджанра «найденная пленка» (found footage), собранный из якобы найденных видеозаписей, со скромным бюджетом в 5 млн долларов не только состоялся коммерчески, но и вернул Шьямалану интерес критиков.

«После нашей эры»

В следующем проекте режиссер продолжил сотрудничать с Blumhouse Productions и придерживаться стратегии свободного полета в независимом малобюджетном и остросюжетном кино. Несмотря на успех на этом поприще, Шьямалан не зарекается от возвращения к высокобюджетным фильмам: «Сегодня я говорю себе: „О, я никогда не буду снимать дорогое кино!“ А завтра я уже режиссер сиквела „Изгоя-один“.

Даже если это только иллюзия в моей голове, я наслаждаюсь свободой действия, чувством, что я могу делать то, что хочу. Могу быть изворотливым, непослушным и сумасшедшим».Новое незабытое староеСценарий «Сплита» был написан довольно быстро. «Из всех моих фильмов меньше всего сценарных вариантов было у „Знаков“. Думаю, „Сплит“ на втором месте — у него около семи версий», — рассказывает Шьямалан.

«Сплит»

Впрочем, «быстро» здесь характеристика условная. Режиссер задумал идею фильма еще 15 лет назад, задолго до того, как взялся за сценарий. Он давно интересовался тем, как работает мозг людей, страдающих диссоциативным расстройством идентичности, а именно их способность изменять физические характеристики тела под воздействием эффекта плацебо.

История началась с персонажа, нескольких сцен и отдельного диалога. Затем Шьямалан отложил наброски в долгий ящик, пока не ощутил, что замысел идеально вторит его текущим интересам и возможностям.

Работая над сценарием, он не только опирался на книги о самых знаковых персонажах в истории диагноза (о Сивилле и Билли Миллигане), но и общался с психотерапевтами, спрашивал о возможных вариантах поведения пациента при ситуациях, которые себе представлял.

«Сплит»

При диссоциативном расстройстве в одном человеке независимо существуют два или более различных «я», которые попеременно контролируют поведение. Субличности в психологическом плане различаются. У каждой есть свое имя, возраст, свои воспоминания и способности.

Нередко у каждой различаются почерк, пол, культурные истоки, художественный талант, способность к иностранным языкам и коэффициент умственного развития.

Но самое интересное, что в некоторых случаях отдельные личности обладают уникальными физическими свойствами и атлетическими способностями. Например, если личность мнит себя здоровяком, человек может поднимать предметы, которые никогда бы не сдвинул с места в другом состоянии.

Часто медицинские характеристики одной личности исчезают при переходе к другой. Есть случай, когда все субличности пациента, кроме одной, испытывали аллергию к апельсиновому соку. При замене личности человек может мгновенно превратиться из пьяницы в трезвенника.

Личности по-разному реагируют на лекарства: могут быть нечувствительны к транквилизаторам, анестезии, а «детям» требуются меньшие дозировки. При переходе от одной личности к другой могут возникать и изменяться шрамы, следы ожогов. Может различаться даже острота зрения.

Есть свидетельства проявления и исчезновения эпилепсии и диабета.

М. Найт Шьямалан

В «Сплите» Шьямалан фантазирует на эту тему: что если бы пациент с ДРИ был уверен в том, что обладает сверхъестественными способностями? Похожие вопросы режиссер уже задавал, когда создавал фильм «Неуязвимый». Именно в нем еще 17 лет назад могли появиться главный герой «Сплита», Кевин, и многие сцены из нового фильма.

Персонаж должен был быть антагонистом Дэвида Данна (Брюс Уиллис), но Шьямалан решил, что сложный образ заслуживает отдельной истории и вытащил из Кевина сущность Мистера Стекло, которого в картине сыграл Сэмюэл Л. Джексон.Каблуки и ЗверьЭкранизация истории самого известного человека с диагнозом ДРИ, Билли Миллигана, зависла на долгие годы, и последние новости о проекте «Забитая комната», в котором должен сыграть Леонардо ДиКаприо, датируются прошлым годом. Роль множественной личности — серьезный вызов для актера и гипнотическое зрелище для аудитории.

Джеймс МакЭвой, сумевший расщепиться в картине на столь контрастные образы, заслужил восторженные отзывы критиков. Хотя Шьямалан изначально планировал снимать Хоакина Феникса, выбывшего из проекта накануне съемок, кандидатура МакЭвоя стала не компромиссной, а равнозначной.

«Сплит»

Режиссер рассказывает, что познакомился с ним за год до старта съемок на Comic-Con, где актер представлял новых «Людей Икс», и еще тогда увидел в нем Кевина. Простое везение, что актер оказался свободен. Он присоединился к проекту всего за четыре-пять недель до старта.

МакЭвой рассказывает о встрече с Шьямаланом в более неформальном ключе: «Мы с ребятами хорошенько выпили на вечеринке в Сан-Диего. Найт увидел мою лысую голову и сказал: „Йоу, ты Джеймс МакЭвой, но лысый!“ Я сказал: „Точно!“ И он пригласил меня обсудить проект. Видимо, подумал: „Это то, что мне нужно — пьяный скинхед!“»

«Сплит»

Отвечая на многочисленные вопросы журналистов о сложности роли, МакЭвой старается не раскрывать карты и говорит, что труднее всего ему было ходить на каблуках в образе Патриции, женской личности Кевина. Однако у актера не было времени на то, чтобы изучать материал по множественным личностям.

Погрузиться в роль ему помогала фантазия (активным личностям он придумывал свои истории и характеристики), а также театральный опыт и другие роли героев с психическими расстройствами за плечами, в том числе в фильме «Грязь», где артист тоже сыграл человека с ДРИ. Единственный месяц перед стартом съемок пришлось использовать для физической подготовки. МакЭвою нужно было стать мощнее, поэтому он съедал по пять-шесть тысяч калорий в день и усердно тренировался.

«Грязь»

Непочтительная камераЕще один человек в команде Шьямалана не остался не замеченным критиками. Это оператор Майк Гиулакис, работавший над нашумевшим в позапрошлом году хоррором «Оно». Тогда снятая в нетипичной для фильма ужасов неспешной манере история о подростках, которых после половой связи начинает преследовать некое Оно, свела с ума многих критиков и кинематографистов, в том числе Шьямалана.

«Оно»

Гиулакис около месяца жил вместе с режиссером в его доме в Филадельфии, и все это время они делали и переделывали раскадровку, подкрепляясь просмотром независимого зарубежного кино. Шьямалан особо вспоминает фильм грека Йоргоса Лантимоса «Клык», номинированного на «Оскар» в 2011 году. Он отмечает его «непочтительную к персонажам камеру»: «Герои двигаются, но камера просто игнорирует их передвижения. Она живет своей жизнью.

И, если вы обратите внимание, в нашем кино то же самое: персонаж спокойно выходит из кадра. Ощущение, что мы смотрим через окно».Шьямалановская вселенная

Местом действия «Сплита» опять стала любимая Шьямаланом Филадельфия. Здесь режиссер вырос и здесь же снимал большинство своих фильмов, в том числе «Шестое чувство», «Неуязвимого» и «Визит». Он не скупится на комплименты этому месту: «Фантастический старый город, который строили по примеру нескольких европейских столиц. Здесь развита культурная среда. Здесь есть все, что нужно для кино: и красивая историческая архитектура, и сельская местность.

Никогда не было сложностей с локациями».

Съемки «Сплита» начались в ноябре 2015 года и проходили в ускоренном темпе. «Это был очень амбициозный фильм в плане соответствия бюджета и задумок, поэтому я каждый день доводил себя до предела. За смену вместо привычных десяти-двенадцати планов мы снимали тринадцать-шестнадцать», — рассказывает Шьямалан.

«Неуязвимыи?»

Во время постпродакшена режиссер был не менее дотошен и непреклонен: недрогнувшей рукой он сократил первоначальную трехчасовую версию фильма, полностью убрав целую сюжетную линию с отношениями Кевина и его соседа, профессора нейробиологии, которого играл Стерлинг К. Браун. Шьямалан признается, что введение этого персонажа — его сценарная ошибка.

Эта линия должна была лучше раскрывать психологию Кевина, но режиссер понял, что такое глубокое погружение размоет тему фильма, повредит напряжению и переживаниям зрителей за трех девушек, ставших пленницами главного героя. Шьямалан не планирует выпускать расширенную режиссерскую версию и, вероятно, просто включит вырезанные сцены в состав blu-ray-издания со своими комментариями.

Сейчас режиссер уже вовсю работает над сценарием продолжения. «Он странный. Он долгий. У меня уже почти десять страниц набросков.

Там очень много персонажей. Я уже уверен в 80% из них», — говорит постановщик.

В эпилоге «Сплита» появляется Брюс Уиллис в образе Дэвида Данна. Возможно, это намек на то, что Шьямалан осуществит давний замысел и столкнет героев Уиллиса и МакЭвоя в противостоянии. Режиссеру даже удалось полюбовно и безвозмездно договориться с Walt Disney Studios, чтобы использовать принадлежащего студии персонажа в камео. Правда, остается открытым вопрос об участии компании в производстве сиквела.

Чем он будет? Продолжением «Сплита» или «Неуязвимым 2»?

Авторы Илья Кнапский, Вита Белова

Что-то не так с Кевином


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.