Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > «Играть злодеев легче»: как хавьер бардем стал главным «плохим парнем»?

«Играть злодеев легче»: как хавьер бардем стал главным «плохим парнем»?

Хавьер Бардем сегодня — топовый злодейский актер. Идеальное понимание возможностей своего тела, испанские корни, наспех выученный английский, языковой барьер и избирательный подход к выбору проектов помогли Бардему создать выдающихся экранных злодеев — зловещего и загадочного убийцу Антона Чигура из фильма братьев Коэн «Старикам тут не место», кибертеррориста Рауля Сильву из «Координат „Скайфолл“» и, наконец, капитана Салазара из «Пиратов Карибского моря».

В ближайшем будущем количество чистых злодеев в досье Бардема только вырастет. Он станет Франкенштейном во вселенной монстров от Universal и сыграет наркобарона Пабло Эскобара («Он больше, чем просто злодей. Он настоящий монстр», — так описывает Бардем своего персонажа).

КиноПоиск изучил биографию Хавьера Бардема и насчитал шесть причин, по которым испанский актер стал главным злодеем Голливуда.1. Голливудская конъюнктураЗлодей, антагонист, плохой парень — называйте как хотите, но это отрицательный персонаж, вокруг которого выстроен основной конфликт любой истории. Зачастую он обладает гиперболизированными личными качествами и должен провоцировать зрителя на отрицательные или противоречивые эмоции.

«Играть злодеев легче»: как хавьер бардем стал главным «плохим парнем»?

Хавьер Бардем

Принято считать, что злодеи в кинематографе, литературе и театре — это отражение текущего положения в стране, где создано произведение. Плохой парень представляет собой срез общества и потому меняется из поколения в поколение. Например, в «Рождении нации» в 1915 году зло представлено бесконтрольным негром, бывшим рабом, который ненавидит белых. Темнокожих персонажей, к слову, играли белые, загримированные под негров. С тех пор образ злодея претерпел множество метаморфоз.

В разные годы голливудские сценаристы боялись атомной войны, третьей мировой, холодной войны, терроризма, наркотрафика, информационной войны и киберпреступности. Скорее всего, плохой парень в фильме будет иностранцем, угрозой извне, чаще всего русским или немцем, а может быть и азиатом на волне северокорейской агрессивной риторики.

В начале 2000-х у сценаристов Голливуда в тренде были латиноамериканцы. Они злодействовали на улицах и ввозили контрабандой в киношные Соединенные Штаты тонны наркотиков. В тот период, к примеру, вышли культовые в своем наркожанре «Траффик», «Кокаин» и «Благословенная Мария».

Злодеями же выставляли латиноамериканцев и всех, кто на них работал. Под тренд попал и Хавьер Бардем. Для американского зрителя (да и для русского тоже) что испанец, что колумбиец, что пуэрториканец — все на одно лицо.

Так, Бардема пригласили побыть наркобароном Феликсом Рейесом-Торреной в «Соучастнике».

«Соучастник»

За Феликсом последовали инквизитор Лоренцо в «Призраках Гойи», Антон Чигур в экранизации романа Кормака МакКарти «Старикам тут не место», бондовский злодей Рауль Сильва в «Скайфолле», одиозный Рэйнер в «Советнике» Ридли Скотта, еще один Феликс в не самом примечательном «Ганмене» Пьера Мореля и, наконец, капитан Салазар в «Пиратах Карибского моря». Если отмести в сторону фэнтезийные ленты, то выяснится, что Бардем успел дважды поработать на наркокартель (Чигур и Рэйнер), дважды побывать испанцем (Феликс и Лоренцо) и один раз бразильцем (Сильва).2.

Зловещая внешностьКак писал американский критик Роджер Эберт, «фильм хорош ровно настолько, насколько хорош его злодей. Если герои и их трюки периодически повторяются из фильма в фильм, то только великолепный злодей сделает из смелой попытки триумфальное кино».

Хороший злодей — это во многом запоминающаяся внешность. В Университете Техаса выяснили, что большинство злодеев имеет особую примету на лице (шрам, увечье) или хотя бы крупные черты лица. Последний пункт — это про Бардема.

Вдобавок он обладает выдающимися физическими данными.

«Скайфолл»

180 сантиметров, 80 килограммов, широкие плечи, статная фигура. Яркая внешность — одна из ключевых составляющих образа Рауля Сильвы. После выхода «Скайфолла» многие критики писали, что Бардем подарил нам одного из лучших злодеев в истории бондианы. Как психопат, нарцисс и харизматичный бондовский злодей испанец мало кого удивил. От него ждали именно такого уровня работы. Зато своим внешним видом…

Получилось нечто среднее между пропитанными сексом ранними работами Бардема и портретом Джулиана Ассанжа. При этом если над видом Антона Чигура работали братья Коэн, то Сильва — уже детище самого Бардема.

«Внешний вид, цвет волос — это идеи Бардема, — говорил The Guardian режиссер Сэм Мендес. — Я думал, его задумки не сработают, но он во всем попал в цель». Сам же Бардем держал в уме не Ассанжа и не свои первые роли. Он вспоминал образ, который запал ему в душу с детства. Это был злодей из бондианы времен Роджера Мура — герой по имени Челюсти.

Здоровяк ростом в 218 сантиметров с огромными руками и ослепительной улыбкой у многих остался в памяти. Этот персонаж казался Бардему милым парнем, и он не понимал, почему его все так не любят. По прошествии нескольких десятков лет к Бардему пришло осознание: некоторые черты он увидел и в себе.

«Скайфолл»

Испанец прекрасно понимает, сколько в нем харизмы, какое впечатление он производит на людей и почему его невозможно забыть. «Каждый раз, когда я просыпаюсь, я смотрю на себя в зеркало. Чищу зубы и думаю, как же зловеще я выгляжу. Ох, вы только посмотрите на этот нос, на эти глаза, послушайте мой голос», — с улыбкой рассказывает Бардем. «У него сила и мощь быка, как у молодого Жерара Депардье, но под ними скрыта хрупкая мужская душа», — так типаж Бардема описывает Джон Малкович.3.

Личный выбор актераВ карьере актера часто бывает так, что первый образ определяет дальнейшее направление карьеры. Это не про Бардема.

В детстве будущую мировую кинозвезду — сына актрисы Пилар Бардем, племянника испанского режиссера-классика Хуана Антонио Бардема, внука актеров Рафаэля Бардема и Матильды Муньос Сампедро — таскали по театральным подмосткам и съемочным площадкам. В возрасте 6 лет он впервые появился на экране в мини-сериале El Picaro. Однако Хавьеру было по душе иное.

Он пытался стать звездой регби, даже играл за юниорскую сборную Испании и пробовал себя в живописи. «Рисование было для меня способом выразить то, что я чувствую. Я был очень плохим художником. Так или иначе, я продолжал рисовать», — вспоминал Бардем в интервью CBS.

«Возрасты Лулу»

Чтобы продолжать рисовать, Бардему нужны были деньги на холсты и краски. Испанцу пришлось подрабатывать на актерском поприще, что медленно, но верно привело его в кино. Путь был тернистым и не самым денежным.

Однажды Бардем даже согласился отработать одну смену в стрип-клубе. Именно своей сексуальностью испанец проложил себе дорогу в большое кино. Вначале была эротическая драма «Возрасты Лулу», где также снялась его мать Пилар Бардем, а затем «Ветчина, ветчина» от режиссера Бигаса Луны.

У Луны Бардем сыграл модель нижнего белья и тореадора, разделив экранное время с молоденькой Пенелопой Крус. «Ветчина» взяла «Серебряного льва» в Венеции, получила мировое признание и стала трамплином для карьеры Хавьера Бардема. Через пять лет уроженец Канарских островов получил предложение сняться в англоязычном кино.

«Ветчина, ветчина»

Карьера Бардема в англоязычном кино началась с рассказов о людях с тяжелой судьбой. Сначала была роль в фильме Джулиана Шнабеля «Пока не наступит ночь». Актер сыграл Рейнальдо Аренаса — кубинского поэта, который должен был стать символом революции Фиделя Кастро, но оказался гомосексуалистом и был выслан за пределы Кубы.

Это герой трагедии, и Бардем его отлично сыграл, получив номинацию на «Оскар». В «Танцующей наверху» Джона Малковича Хавьер стал полицейским, гоняющимся за марксистом Эзекилем. Его погоня продолжалась 12 лет, пока он не встретил учительницу танцев, изменившую его жизнь.

Здесь Бардем — романтик, лирик и опять же трагик.

«Танцующая наверху»

Увы, «Пока не наступит ночь» в США посмотрело всего 743 тысячи человек, «Танцующую наверху» — 394 тысячи. В масштабах американского кинорынка это мизерная аудитория. Получается, что до 2004 года Хавьер Бардем фактически работал на узкий круг из академиков, критиков и коллег по цеху, пока не появился фильм Майкла Манна «Соучастник», в котором Том Круз с пепельно-белыми волосами играет киллера.

Он убивает за ночь больше десятка человек. От цели к цели Круз почти беззаботно передвигается на такси, за рулем которого герой Джейми Фокса. Посреди фильма убийца отправляет таксиста на свидание к заказчику — наркобарону Феликсу.

В «Соучастнике» у Бардема всего одна сцена. Он даже не встает с дивана, вокруг него телохранители. Из-за Феликса на ушах полиция, ФБР и департамент юстиций. Криминальный воротила уверен в себе, холоден и тверд в своих заявлениях, несмотря на заметный акцент.

И все же это произвело неизгладимое впечатление на зрителей. Особенно был удивлен кинокритик San Francisco Chronicle Мик ЛяСалль, знавший Бардема до этого как самого милого парня на экране.4. «Играть злодеев легче»Когда в 1997 году на Бардема с рабочим предложением вышел Джон Малкович, актер был шокирован. «Что он тут делает, зачем встречается со мной в Испании? Я и двух слов по-английски не могу связать, а он предлагает роль, которую мне даже прочитать не под силу», — вспоминал Бардем в интервью журналисту BBC.

«Советник»

Бардем не планировал учить английский, он вообще не видел себя в Голливуде. Но роль Рейнальдо Аренаса не давала ему покоя. Однажды Бардем проснулся и подумал: «Какого *** черта я делаю? Это же великолепная роль. Учи английский». Он так и не смог полностью освоить язык, но сделал из этого фишку. В шутку Бардем говорит, что его главная цель — говорить разборчиво, дабы зрители и коллеги могли все понять. «Я никогда не буду делать то, что мне не нравится.

Если я берусь за англоязычную роль, возникает барьер. Я борюсь с ним. Актерская игра — это свобода и умение себя отпускать. Когда работаешь с языком, который не контролируешь, всегда что-то сковывает. Поэтому-то играть злодея проще.

Ты поддаешься импульсу, ярости, эмоциям, которые помогают выразиться», — цитирует Бардема Business Standard.

«Старикам тут не место»

У Бардема не просто благозвучный акцент, который придает персонажам дополнительный колорит, как в «Соучастнике», «Скайфолле» и «Советнике». Он умеет адаптироваться, быть убедительным, несмотря на языковую скованность. Квинтэссенцией самовыражения для испанца стал образ Антона Чигура — хладнокровного убийцы, оторванного от мира, который верит в судьбу и наводит ужас. Главную же устрашающую функцию несет на себе голос. «Испанский акцент выравнивается.

Вместо этого голос звучит так, будто он и не принадлежит человеку вовсе», — писал журнал Empire после премьеры «Старикам тут не место». Жаль, что русский дубляж этот нечеловеческий голос не до конца передает.

Образ Антона Чигура стал центральным в фильме. Множество изданий внесло его в рейтинги самых жутких злодеев в истории кино. Не остались в стороне и организаторы кинопремий: Бардем получил «Оскар», «Золотой глобус», «Сатурн», золотую маску BAFTA и премию Гильдии актеров.5.

Выбор режиссеровКогда братья Коэн обратились к Хавьеру Бардему с предложением сыграть Антона Чигура, он сказал им: «Я не вожу машину. Плохо говорю по-английски. Ненавижу насилие». Коэны ответили, что как раз поэтому они к нему и обратились.

Бардем ответил согласием, но, как он потом рассказывал, работа над Чигуром далась тяжело, начиная с ужасной прически, которую придумали Коэны, и заканчивая тем, что Чигур был воплощением зла, а это идет вразрез с принципами Бардема.

«Когда съемки сцены заканчивались, я умолял Коэнов, убрать оружие подальше от меня. Они очень громко смеялись. Конечно, они гении, и они мне нравятся, но это было тяжело», — признавался Бардем в интервью GQ.

«Бьютифул»

Почему же он согласился? Бардем мечтал поработать с Коэнами. Когда испанцу представляется возможность, он за нее хватается, не торгуясь по поводу предложенной роли и не откладывая свой шанс до следующего фильма. Для него большую роль играют личности.

Если Коэны стали определяющим фактором в участии Бардема в «Старикам тут не место», то на съемочную площадку «Джеймса Бонда» испанца заманили Сэмом Мендесом, в «Советника» — сценарием Кормака МакКарти, в новых «Пиратов» — Пенелопой Крус, которая еще в четвертой части приводила Бардема на съемки и убедила сняться в пятой. Бардем почти согласился на роль антагониста в сиквеле «Уолл-стрит», но его перехватил Алехандро Иньярриту для работы над «Бьютифул».

С ним Хавьер давно хотел поработать и, надо сказать, не прогадал, получив одну из лучших ролей в своей карьере. В планах актера была роль у Тони Скотта. Он должен был сыграть мафиози, открывающего филиал фирмы в Пуэрто-Рико.

Увы, Скотт не успел снять многие из анонсированных фильмов, в том числе гангстерскую историю с Бардемом.

На вопрос о том, каково это играть злодея, Бардем отвечает: «Это моя работа. Когда ты перед камерой или на сцене театра, нужно немного давать себе волю, разрешение настоящему «я» исчезнуть, отдохнуть от себя. Каждому образу я сочувствую вне зависимости от того, глуп он или наивен».6. Бардем не заложник одного амплуа

Несмотря на то, что Хавьер Бардем сейчас — первый актер, который приходит на ум при слове «злодей», его не назовешь заложником одного амплуа. Во-первых, когда в фильмографии есть «Вики Кристина Барселона», «Море внутри» и «Бьютифул», об однобокости говорить не приходится. Во-вторых, все его злодеи разные.

«Вики Кристина Барселона»

Поначалу все было не так радужно. Бардему предлагали однотипные латиноамериканские образы. Роли были похожи на то, что он проделал в «Соучастнике». Испанец называет те времена скучными, сценарии, которые тогда присылали, было тяжело читать. Ему хватило выдержки, чтобы не браться за первые попавшиеся роли. «К счастью, сейчас мне есть из чего выбирать. У меня есть привилегия выбора.

Я просто стараюсь подходить к выбору очень осторожно. Выбираю те проекты, в которые действительно верю. Конечно, не всегда эти проекты бывают успешными.

Но по крайней мере я пытаюсь», — говорит Бардем.

Бардему предлагали образы Черной Бороды в «Пэне», Стрелка в «Темной башне» и озвучку злодея во втором «Гадком я». Но сам Бардем хочет рассказать историю испанского конкистадора Эрнана Кортеса. Он тоже не самая однозначная личность в истории, отчасти злодейская.

Так, на его совести завоевание Мексики и уничтожение государства ацтеков. «Это очень мощная история, и, на мой взгляд, ей до сих пор не уделили должного внимания», — сказал Бардем в интервью Toronto Sun.

Актер убежден, что фильм, как и его злодея, делают хорошим не актер, оператор или даже режиссер. Всё в руках сценариста. Капитан Салазар в новых «Пиратах Карибского моря» будет, как выразился Бардем, третьим чистым злодеем в его карьере после Чигура и Сильвы.

«Пираты Карибского моря»

«Все эти три персонажа — многогранные личности, за которыми интересно наблюдать. Быть злодеем — это значит вносить важнейший вклад в историю. И важно, чтобы злодей запоминался», — объяснял испанец в интервью USA Today.

Его нового героя описывают как пугающее создание. Он наводит ужас как своей актерской игрой, так и внешним видом. При этом на съемочной площадке Салазар выглядел скорее забавно. Грим на Бардема накладывали каждое утро по три часа. Затем ему на лицо добавляли синие точки, которые потом с помощью компьютера превращались в увечья.

Развевающиеся за спиной черные волосы — тоже спецэффект. Как бы то ни было, но испанец утверждает, что Салазара нужно жалеть: «Он злобный персонаж, но лишь потому, что он разбит, его переполняет боль. Я бы скорее обнял его.

Антона Чигура я бы обнимать не стал».

Автор Владислав Копысов

АМЕРИКАНСКАЯ КОМЕДИЯ \


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.