Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > К 60-летию микки рурка

К 60-летию микки рурка

Судьба Микки Рурка не вписывается в типичную биографическую справку голливудской звезды. Тем более что кассовым актером он никогда не был, вотчина юбиляра — характерные роли, по силе и мощи воплощению которых актеру мало кто мог противостоять в американском кино 1980-х годов (да и, по-хорошему, немногие способны сравниться сейчас). Его жизненная колея поворачивала на такие маршруты, что с трудом верится, как из них можно вывернуть обратно. Рурку же удавалось и не такое.

Урожденный Филип Андре, он в шесть лет пережил развод родителей (обычно считается, что прозвище Микки дал ему отец, сам же Рурк отшучивается, что на самом деле так его звала мать, чтобы отстранять персону сына от его папаши, которого она терпеть не могла). Отчимом будущего актера стал жесткий полисмен, поколачивавший не только жену, но и пасынка.

Микки рос в самом неблагополучном районе Майами, где превалировала афроамериканская прослойка, но в то же время очень были хорошо развиты спортивные секции. В школе Рурк учился еле-еле, показывая отличные результаты лишь по физкультуре, ну а на становление его личности больше всего повлияла бабушка — прекрасная рассказчица, регулярно баловавшая внука увлекательными историями.

К 60-летию микки рурка

С детства Микки серьезно увлекся боксом, чтобы в итоге поменять его на актерство. Своей истинной причиной выбора этой профессии он назовет нежелание работать (что, безусловно, является в определенной степени лукавством, учитывая ту физическую самоотдачу, что сопровождает подготовку к любой его роли).

Родов деятельности ему, конечно, пришлось сменять достаточно — от продавца конфет до наркодилера, — пока случайная перестрелка не потрясла Рурка настолько, что он на занятые у сестры деньги решил поехать в Нью-Йорк. Его прослушивание в легендарную Актерскую студию со сценой из «Кошки на раскаленной крыше» произвело ошеломляющий эффект на одного из основателей институции — Элию Казана, и Микки был зачислен на курс с первого раза, чем не могут похвастаться даже такие маститые фигуры, как Дастин Хоффман и Роберт Де Ниро.

От статистов у Спилберга до полноценных ролей у Френсиса Форда Копполы и Алана Паркера — Рурк часто выбирает психологически сложные роли людей, которых судьба ставит перед непростым выбором. Иногда же актер ради денег разменивается на чисто жанровые вещи вроде лент «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо». Позднее проваливается в США, но имеет огромный успех в Европе знаковая для него эротическая лента «9 1/2 недель».

В итоге чуждая уличному парню голливудская атмосфера и слишком частые компромиссы для столь принципиальной личности надоедают актеру, и он решает уйти из кино, всего себя посвятив боксу, в который он вернулся, уже перешагнув за четвертый десяток. Ожесточенная борьба на ринге оставила неизгладимый след на внешности бывшего голливудского красавчика, а заветный титул чемпиона навсегда уплыл из мечтаний Микки, как только врачи запретили ему заниматься боксом, если он не хочет до конца жизни остаться с необратимыми повреждениями мозга.

В киношную среду с измененной травмами и неудачной пластикой внешностью, не говоря о непростом характере и пристрастии к выпивке с наркотиками («Он хотел погасить огонь внутри себя», — так отозвался об актере Алек Болдуин), вернуться оказалось не так просто. Годами Рурк должен был растрачивать свой талант на второсортные триллеры, где ему не всегда доставалась центральная роль (один из примеров — «Закон мести»).

Подъем начался только в 2000-е. Сначала шли небольшие эпизоды в фильмах Шона Пенна, Тони Скотта и Роберта Родригеса. Потом полноценное в своем драматургическом соответствии способностям актера возвращение в «Городе грехов».

Но только «Рестлер» Даррена Аронофски полностью вернул артисту былую славу. Изматывающая физически и нравственно, эта во многом автобиографическая роль принесла Рурку первую в его карьере номинацию на «Оскар» и «Золотой глобус», не считая вороха второстепенных наград от различных гильдий. Впервые актера по достоинству признала и фестивальная публика, когда «Рестлер» взял венецианского «Золотого льва».

16 сентября актеру исполняется 60 лет, и, к счастью, последние годы показали, что успех «Рестлера» не оказался кратковременным. После были хитовые второй «Железный человек», «Неудержимые», а также довольно успешный брутальный фэнтезийный боевик Тарсема Синха «Война богов: Бессмертные», доказавший, что популярность Рурка теперь может благоприятно влиять на интерес к картине даже без присутствия россыпи других звезд.

КиноПоиск предлагает вспомнить пять ролей выдающегося артиста, которые не сразу приходят на ум при перечислении его самых главных работ, но которые во многом стали этапными для его карьеры.

1) «ЖАР ТЕЛА» (1981)

Выдающийся неонуар Лоуренса Кэздана стал одной из первых серьезных ролей Рурка неэпизодического плана, куда он был взят исключительно из восхищения постановщиком драматическими способностями малоизвестного тогда актера. Хотя экранное время его и здесь не слишком велико, однако именно персонаж Рурка оказывает ключевое воздействие на сюжет.

В центре этой истории, навевающей ассоциации с романами Джеймса Кейна, находится провинциальный и небрежный в юридических тонкостях адвокат Нэд Рэссин (Уильям Хёрт), случайно встречающий жену местного богача — роковую блондинку Мэтти Уокер (Кэтлин Тёрнер). Вспыхнувшая страсть между ними разгорается так сильно, что решение убить мешающего любовникам супруга становится неоспоримым.

За помощью Нэд обращается к одному из своих клиентов — смыслящему во взрывчатке Тэдди Льюису (Микки Рурк). После убийства, казалось бы, все сходит парочке с рук, если бы Рэссин вдруг не получил вызов по завещанию, в изменении которого он до того отказал своей соучастнице. Явно почувствовав неладное, герой снова встречает Тэдди, который рассказывает о том, что передал еще одну бомбу блондинке, по описанию страшно похожей на Мэтти Уокер.

2) «ЭВРИКА» (1983)

У элитарного британского визионера Николаса Роуга Рурку досталась более продолжительная, чем у Кэздана, роль, хотя и несколько скованная по сравнению с остальными участниками этой старомодной гротескной фантазии. Как всегда в случае с Роугом, безупречно снятой и украшенной виртуозным монтажом.

Уже в самом начале режиссер перемешивает правду и вымысел, когда золотоискатель Джек МакКэнн (Джин Хэкмен) долго и безуспешно ищет залежи драгоценного металла и мечется в сознании со снежных равнин в символический бордель, где его ждет возлюбленная вещунья (Джейн Лапотэйр). Крупное месторождение он все-таки находит, а повествование перескакивает на 20 лет вперед.

МакКэнн теперь уже маститый богач, с ним его пьющая меланхоличная жена (та, что представлялась ему ясновидящей проституткой в борделе) и дочь (супруга режиссера Тереза Расселл), вышедшая замуж за неприятного хозяину дома хлыща (Рутгер Хауэр). Кроме того, с деловыми предложениями к МакКэнну настойчиво обращается инвестор с примечательной фамилией Маякофский (Джо Пеши), посылающий в поместье бывшего золотоискателя своего подчиненного — адвоката Аурелио Д’Амато (Рурк), вынужденного со стороны взирать на напряжение, сквозящее в отношениях обитателей дома. Самое трагичное начнется после его скорого отъезда.

3) «ПАПА ГРИНВИЧ-ВИЛЛИДЖ» (1985)

Последняя заметная работа Стюарта Розенберга (автора канонического «Хладнокровного Люка» и крепких жанровых работ 1970-х, например «Смеющегося полицейского» и «Бассейна утопленников»), «Папа Гринвич-Виллидж» — это еще и один из любимых фильмов Рурка со своим участием. Первоначально задумывалось, что главный актерский дуэт здесь воплотят Аль Пачино и Роберт Де Ниро (правда, при участии последнего трудно было бы отделаться от сравнений со «Злыми улицами» Мартина Скорсезе), но в итоге вариант с Рурком и Эриком Робертсом спустя годы кажется очень даже удачным. «Папа» одновременно мимикрирует под ретродраму, фильм-ограбление и городскую прозу.

Итало-ирландец Чарли (Рурк) работает управляющим в ресторане, где еду гостям разносит его троюродный брат Поли (Робертс). Последнего ловят на воровстве, так что родственники вынуждены отправиться на улицу. Тем временем долги у обоих копятся день ото дня (что не мешает им одеваться по последней моде), а подруга Чарли беременеет. Вдобавок Поли занял пять тысяч долларов на покупку скаковой лошади под серьезные проценты. Чтобы разрешить все проблемы разом нужно сорвать большой куш.

Выход находится довольно скоро: ограбить некую контору, где раз в неделю в сейфе лежат 50 тысяч долларов и нет сигнализации. Проблема в том, что это деньги местного мафиози, всегда мстящего своим обидчикам. Только об этом герои узнают уже после совершенного дела.

Основная слава этой во многом недооцененной картины пришлась на Джеральдин Пейдж. Она появляется лишь в двух сценах, но невероятно убедительно передает поведение немолодой матери, чей сын — полицейский под прикрытием, погибший во время ограбления по собственной неосмотрительности. За свою работу над ролью Пейдж была номинирована на «Оскар».

Заветную статуэтку она все же получит на следующий год, а еще на следующий умрет в возрасте 62 лет.

4) «ГОД ДРАКОНА» (1985)

Микки Рурк и сейчас тепло вспоминает сотрудничество с режиссером Майклом Чимино, которому он стал постоянным соратником на протяжении 1980-х. Сначала актер еще на заре карьеры сыграл в одиозных «Вратах рая», в год выхода страшно раскритикованных и чуть было не потопивших студию United Artists. В дальнейшем был и техничный ремейк «Часов отчаяния» Уильяма Уайлера.

Аккурат между этими картинами вышел «Год дракона» — изящный криминальный триллер, чье действие происходит в Китайском квартале. Рурк играет седовласого детектива Стэнли Уайта, ветерана Вьетнама, по его словам, имеющего больше всего наград в полиции Нью-Йорка. Капитана Уайта назначают вести серию преступлений в Чайнатауне.

Там объявляется неизвестная и дерзкая банда, боевики которой безжалостно истребляют местных дельцов. Так как у здешних авторитетов договоренность с полицией, то дело просто пущено на самотек. Однако бескомпромиссный трудоголик Уайт (его отношения с женой-медсестрой, вечно при встречах с мужем попадающей на ночные смены, разваливаются с каждым часом) не собирается закрывать глаза на происходящее, что, конечно же, выйдет ему боком.

Жанровый «Год дракона» должен был стать для Майкла Чимино реабилитацией после провала «Врат рая». Впрочем, кассовые затраты и этой ленте отбить не удалось, пусть и ущерб, нанесенный картиной студии, здесь оказался куда менее существенным.

Тем не менее кино получилось крепкое и прекрасно иллюстрирующее художественные способности Чимино, из достаточно типового криминального сюжета (автором сценария здесь был еще только делавший первые шаги в режиссуре, но тогда уже маститый кинематографист Оливер Стоун) создавшего изобретательную и элегантную новеллу о самоотверженности, доходящей до личностной деструкции, когда уже последствия и жизни других людей не столь важны, лишь бы достигнуть намеченной цели. Чимино изумительно задействует различные операторские находки — от уместных длинных планов до применения бросающейся в глаза широкоэкранной оптики.

Декорации ночного Китайского квартала столь реалистичны, что легко принять их за настоящие. Среди преданных поклонников картины числится Квентин Тарантино. Сам Рурк считает эту работу одной из своих самых ярких.

5) «СВОЙ ПАРЕНЬ» (1988)

Восхищение Рурка боксом давно стало притчей во языцех, а также повлияло на всю его жизнь и карьеру. С таким упоением об этом виде спорта, как Рурк в любом интервью, отзывался разве что Владимир Набоков в своем известном эссе «Брайтенштретер — Паолино». Неудивительно, что рано или поздно актер попробовал бы соединить две свои главные страсти — спорт и кино.

Под псевдонимом Эдди Кук он написал сценарий картины «Свой парень», постановкой которой занимался выдающийся оператор Майкл Серезин, известный по своей работе с Аланом Паркером. Идею картины Рурк вынашивал десять лет и поделился ею с Кристофером Уокеном еще на съемках «Врат рая». Сюжетно лента Серезина во многом является предтечей «Рестлера»(объединяет картины и одно из общих мест съемок).

Перед зрителем развертывается история боксера Джонни Уокера. Ему уже за тридцать, на ринге он не всегда устойчив, повреждения мозга всерьез влияют на его ориентирование в пространстве, а скверная привычка выпивать перед боем, конечно же, совсем губит координацию. Очевидный талант в спорте и бесстрашие все-таки помогают спортсмену выигрывать бои, хоть и без всякого изящества, к тому же еще не перед самыми серьезными противниками.

Дела приводят его в маленький прибрежный городок, где он знакомится с двумя людьми, вносящими хоть какое-то разнообразие в жизнь затухающего спортсмена. Первый из них — это местный мошенник Уэсли (Кристофер Уокен), пытающийся сорвать денег где только можно, в том числе и на воровстве из гостиничных номеров. Вторая персона — владелица рассыхающейся пляжной игровой площадки, Рубин (на тот момент супруга Рурка Дебра Фойер).

И в скором времени судьба поставит перед Джонни вопрос о том, что ему все же дороже — крепкая дружба или только наметившаяся и еще толком не осознанная любовь.

Автор КиноПоиск

Микки Рурк. Временно доступен


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.