Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Как демон встретил джульетту: 10 фильмов фестиваля «стрелки»

Как демон встретил джульетту: 10 фильмов фестиваля «стрелки»

25 июля московский институт «Стрелка» открывает свой первый кинофестиваль. «Неоновый демон» Рефна и «Джульетта» Альмодовара, иранская социальная драма и японский гангста-мюзикл — программный директор смотра и куратор кинопоказов в «Гоголь-центре» Стас Тыркин специально для КиноПоиска рассказал, что за картины он отобрал для фестиваля и почему их надо смотреть.

«Неоновый демон», режиссер Николас Виндинг РефнАвтор культового в отдельных кругах боевика «Драйв» снял чернейшую комедию о закулисье модной индустрии.

Героиня потрясающей Эль Фаннинг — непонятно откуда оказавшаяся в Лос-Анджелесе 16-летняя дебютантка мира подиумов и фотосъемок. От готовящихся к пенсии 21-летних моделей ее отличает абсолютная естественность, даже наивность и ненадуманная красота. Ангел неизбежно и, видимо, довольно скоро падет, но ей заблаговременно не дадут этого сделать отправленные в нокаут соперницы.

Как демон встретил джульетту: 10 фильмов фестиваля «стрелки»

Рефн снимает абсолютно дегуманизированное кино, в котором никого не жалко — ни ангелов, ни демонов (потому что они неоновые, а не из плоти и крови). При этом тем, у кого есть сумрачное чувство юмора, кино покажется ужасно смешным. Когда все так чудовищно, то что еще остается, если не смеяться?

«Капитан Фантастик», режиссер Мэтт РоссГерой Вигго Мортенсена в отсутствие матери выращивает своих многочисленных детей в анархическом духе философии хиппи, в полном презрении к догмам христианской цивилизации и в условиях, которые можно назвать спартанскими, а можно и первобытными, особенно в наш просвещенный высокотехнологичный век. Детишки не знают, что такое видеоигры, не разбираются в брендах спортивной обуви и в жизни не пробовали гамбургеров.

Зато они умеют лазать по скалам, находить путь по звездам и охотиться на оленей. Они не ходят в школу, зато знают по шесть языков и по вечерам вместо просмотра ТВ читают книги с последующей сдачей зачета строгому отцу. Отец говорит им правду и только правду — и когда они спрашивают его о болезни матери, и когда интересуются, откуда берутся дети.

Разумеется, все это может вызывать только оторопь у людей, считающих ханжество нормой жизни, а фастфуд — едой.

«Рай», режиссер Сина Атайян ДенаМолодой героине иранского фильма с чересчур очевидным названием «Рай» надоело носить хиджаб. Под ним она имеет бритую голову, хипстерские очки и, вероятно, протестные настроения. При этом, будучи учительницей в школе для девочек, сама является винтиком репрессивной системы и в качестве таковой злобно наказывает малолетних учениц за накрашенные лаком ногти. Себя она, понятно, ни в чем не винит.

Причастно исключительно общество. «Рай» продюсировал младший брат режиссера Джафара Панахи, которому власти Ирана запретили снимать кино и которого держат под домашним арестом.

«Такса», режиссер Тодд СолондзЛюбое кино о животных — это прежде всего кино о людях и о том, как они себя проявляют в общении с природой. Но «Такса» — вовсе не типовое сентиментальное кино о собачке. Передаваемая из рук в руки такса, которую хозяева награждают самыми разными безумными именами, — это переходящий вымпел, объединяющий истории о собачьей жизни людей.

И, конечно, метафора самой этой жизни, которая дается человеку как дар, как маленькая собачка из зоомагазина в начале фильма. И вот полюбуйтесь, что каждый из нас с ней делает — и с собакой, и с жизнью.

«Джульетта», режиссер Педро Альмодовар«Джульетта» — еще одна стильная, хотя и уже несколько тяжеловесная (все-таки возраст!) мелодрама испанского мэтра. Разумеется, с сильным женским характером во главе. Героиня, подарившая фильму свое имя, обладает редким даром навлекать роковые несчастья на других.

Допустим, выберет в компаньоны в поезде не занудного пожилого, а веселого молодого кавалера (кто бы на ее месте поступил иначе?), и старичок от разочарования бросится под поезд. С мужем тоже беда. Потом с дочерью.

«Джульетта», как и все творчество испанского режиссера, вдохновлена прежде всего латинскими мыльными операми и детективными мелодрамами Альфреда Хичкока. Картина выполнена в элегантном классическом стиле и хитроумно сконструирована по детективному принципу, хотя убийца и преступления в ней отсутствуют, но зато налицо цепь роковых случайностей и умело подогреваемое автором зрительское желание разгадать загадку главной героини, мучимой невысказанной виной.

«Городские птички», режиссер Юлия БелаяДебютный фильм выпускницы Парижской киношколы Юлии Белой, завоевавший на фестивале «Движение» сразу три приза — два от жюри (за режиссуру и лучший женский ансамбль) и один от публики (зрительские симпатии). Картина сделана с оглядкой на формат ансамблевого фильма-магнолии — жанра, который мало распространен в нашем кино, но активно разрабатывается европейскими и американскими авторами.

Это тонкое кружево разнообразных деталей и обстоятельств, в плетении которого нет ничего лишнего. Или, наоборот, все лишнее, как в жизни, состоящей из как бы не связанных друг с другом деталей. Местом притяжения дюжины персонажей становится молодежный хостел, где работают или околачиваются три главные героини едва за 20, обменивающиеся друг с другом и зрителями рассказами о своих незадачливых любовях, а также неизбежно связанных с ними разочарованиях и прекраснодушных надеждах на счастливое будущее.

«Клан Токио», режиссер Сион СоноОдин из лучших современных японских режиссеров, творчеству которого уже посвящают ретроспективы самые прогрессивные фестивали, смело смешивает в один гремучий коктейль газетные новости и гремучий китч, высокие авторские амбиции и самые низкие жанры — от бульварного эротического романа до комикса. В этом фильме главный конкурент Такаси Миике разворачивает небывалый хип-хоп-треш-гангста-мюзикл на материале разборок двух токийских мафиозных кланов.

Сочные персонажи, изъясняющиеся не диалогами, а японским рэпом; великолепные музыкальные номера; ни на что не похожие декорации, рисующие альтернативный мир Токио; с невероятной выдумкой поставленные сцены криминальных побоищ — режиссерская свобода не знает границ, иногда превращая изображение в абстрактную мазню. Двухчасовой видеоклип редкой фантазии и крутизны.

«Маленькие мужчины», режиссер Айра СаксСемья 13-летнего Джейка въезжает в унаследованный ими от бабушки домик в Бруклине, на первом этаже которого давно и уютно расположился магазинчик бабушки другого «маленького мужчины», Тони. Ровесники Джейк и Тони немедленно становятся лучшими друзьями, а по мере того, как становится все крепче их дружба, отношения их родителей входят в тяжелый клинч.

Жилищный вопрос испортил не только москвичей, но и с виду расслабленных и беззаботных бруклинцев. Родители Джейка, чтобы как-то свести концы с концами, просят бабушку Тони платить им хоть что-нибудь, но гордая индивидуальная предпринимательница по понятным причинам не может себе этого позволить. Тонко вытканная, пронзительная в своей скромной сосредоточенности на мельчайших драматических нюансах жизни, эта, казалось бы, бытовая история незаметно для зрителя перерастает во вполне себе испепеляющую драму и притчу о мимолетности любых без исключения чувств и отношений.

«Неделя и один день», режиссер Асаф ПолонскиЕдва ли не лучший израильский фильм, который когда-либо удавалось посмотреть. Настоящий оксюморон, удивительная смесь драмы и комедии, жизнеутверждающая и вполне себе развлекательная, с хорошим послевкусием, картина о смерти как части жизни и соответственном к ней отношении. Отец забирает вещи сына после его смерти в хосписе и получает в наследство пакет с медицинской коноплей.

Пребывающим в ступоре отцу и матери тоже нужно облегчение от боли, и они начинают раскуривать ее вместе с лучшим другом сына, ибо самостоятельно они не в состоянии забивать косяки. Впрочем, тема курения в картине, конечно, не главная, и никакой пропаганды легких наркотиков в ней нет. Просто благодаря выкуренной сигарете к родителям возвращается желание продолжать жизнь, видеть в ней свои прелести, общаться с другими людьми, любить и прощать.

«Петербург. Только по любви», режиссеры Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова

В современном российском кино давно уже налицо женский бум. Чтобы как-то его оприходовать, продюсеры кинокомпании «СТВ» собрали семь знаменитых на всю страну и начинающих, но уже признанных в профессиональных кругах режиссеров-женщин для производства киноальманаха под названием «Петербург. Только по любви».

Тема города парадоксально звучит в первой новелле альманаха «Аничков мост» Натальи Кудряшовой, где интуристы открывают глаза замученной экскурсоводше (Полина Кутепова) на красу и архитектурные особенности ее родного города. А в едва ли не лучшей (во всяком случае, самой живой) короткометражке цикла «Селфи» Аксиньи Гог романтически-экзальтированная молодая особа (Анастасия Пронина) прибывает в Питер, чтобы по-декадентски шикарно покончить с собой, но город и его обдолбанные молодые люди не способны дать ей ничего, кроме бесконечной череды селфи.

Робкие ростки гендерного самосознания дают о себе знать в «Девочках» Анны Пармас и «Просто концерте» Натальи Назаровой. Не сказать, что новеллы про Питер складываются в одно целое, но это и хорошо, что продюсеры не требовали от авторов обязательных признаний в любви «прекрасному городу на Неве». Не сказать также, что каждая из постановщиц обладает настолько своеобразным голосом, чтобы он был отличим в общем хоре.

Это, ясное дело, не относится к замыкающей антологию новелле Ренаты Литвиновой «Сны Иосифа». Вот уж чья манера всегда узнаваема.

КиноПоиск — официальный партнер фестиваля.

Автор Стас Тыркин

10 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ О ЗАПРЕТНОЙ ЛЮБВИ!


Релевантные статьи:

Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.