Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Как прочитать комикс про бэтмена и остаться в живых

Как прочитать комикс про бэтмена и остаться в живых

Редакция КиноПоиска нашла в своих рядах человека, никогда не читавшего комиксы про Бэтмена и Супермена. Наш корреспондент Заира Озова, признавшаяся в этом, получила от нас две книги про супергероев. Ее первый отчет — об «Убийственной шутке» Алана Мура. Что чувствует человек, впервые столкнувшийся с классикой комиксов о Бэтмене?

Наш эксперимент был почти безжалостным.

Вниманию тех, кто не читал комикс: дальше будут спойлеры!

Я не так давно побывала на съемочной площадке «Чудо-женщины» (репортаж об этом читайте на КиноПоиске, когда Warner снимет эмбарго), и прекрасная американская женщина Анна, отвечающая за маркетинг студии, спросила: «Вы фанатели от „Чудо-женщины“ в детстве?» Я не сразу нашлась, что ответить, потому что никогда в жизни — ни в детстве, ни в отрочестве, ни в так называемой зрелости — я не читала комиксов о Чудо-женщине. Как не читала и о Супермене, Бэтмене, Флэше, Аквамене и прочих героях вселенной DC.

Как прочитать комикс про бэтмена и остаться в живых

Раз уж пошла такая пьянка, то комиксы о Человеке-пауке, Железном человеке, Торе, Капитане Америка и остальных марвеловских молодцах я тоже в руках не держала. Не из принципа, не из великосветского филологического снобизма — просто так получилось.

Пришлось навешать на уши женщине Анне традиционную лапшу о том, что я росла в советское время в маленьком городке, где увесистые стенки из лакированного ПВХ было принято забивать полным собранием сочинений Шолохова или, на худой конец, Джека Лондона. Тогда, в 1980-е, мы на комиксах не то что не росли, но и в глаза их не видели.

К счастью, доступ был к Брэдбери, Хайнлайну и Воннегуту, и эта безудержная тяга к научной фантастике позволила мне и моим немногочисленным друзьям из уездного города N вырасти какими-никакими гиками. А дальше был московский вуз, где заставляли читать много, и далеко не всегда это были Кастанеда с Вианом. На комиксы просто не оставалось времени в расписании и места в сердце.

Анна из Warner также получила в ответ ряд размышлений о том, что культура комиксов в России начала прививаться только с голливудскими блокбастерами. Помнится, еще лет восемь-десять назад ситуация в отечественном кинопрокате была такой: дистрибьюторы активно наседали на букеров (это люди, которые расписывают фильмы по кинотеатрам) и агитировали их побогаче расписать их новый релиз, а букеры отбивались фразами вроде «Комиксы у нас не собирают!» и сетовали на провальные сборы нолановского фильма «Бэтмен: Начало».

А потом Тимур Бекмамбетов снял «Особо опасен» по Марку Миллару, и букеры принялись чесать головы и пересматривать свои ориентиры. Сейчас уже даже смешно об этом вспоминать, но вот эта революция в прокате очень показательна. Примерно так же меняется отношение к комиксам не только в стане работников кинотеатров, но и у простых зрителей.

Я, будучи всецело вовлеченной в киноиндустрию, до недавнего момента по-прежнему довольствовалась кино- и телеконтентом. Ревностно (иногда не без удовольствия) отсматривала все фильмы, сериалы и даже мультсериалы, основанные на произведениях DC и Marvel. В какой-то момент сдалась и прочла Sandman Нила Геймана, «Хранителей» и «Из ада» Алана Мура.

Мне так понравилось, что я испугалась и решила не продолжать, мол, наверняка в этом деле никто не сделал ничего лучше, так зачем же портить себе впечатление от знакомства с чудесным миром невеселых картинок и еще более невеселых к ним подписей?

Есть такое расхожее, хотя наверняка не очень верное мнение, что к формату комиксов надо привыкать с детства. Это совсем не значит, что комиксы — развлечение для детей. Просто культуру поглощения текстовой информации и одновременно рассматривания картинок надо так или иначе взращивать.

А с другой стороны, разве не этим мы все занимаемся, когда только учимся читать и часами втыкаем в книжки с рисунками? Как в случае со многими другими видами искусства, комиксы бывают для детей, для взрослых и для кидалтов. Поэтому говорить, что комиксы выросли из коротких штанишек или же внезапно стали «мрачнее и реалистичнее» и всем тут же полюбились, было бы неверно.

Об этом, кстати, писал выпускник Итона и Кембриджа, умница, талант и законченный гик Том Хиддлстон в своей знаменитой колонке в The Guardian.

Пожалуй, было бы не так интересно, если бы я последние тридцать лет прожила в пещере. Да, я знаю теорию. Все же в наше время трудно находиться в культурном контексте и не знать, как зовут дворецкого Бэтмена или в какой газете работает Супермен. Но до вчерашнего дня я так и оставалась человеком, который сознательно взял в руки и прочел только три графических романа (или собрания комикс-стрипов, объединенных в графические романы).

Бэтмобиль я видела только на экране, а лицо Лоис Лейн в моем воображении предстает в виде гибрида Марго Киддер и Эми Адамс (да простит меня Кейт Босуорт). Поэтому дорогая редакция решила поставить на мне эксперимент — в преддверии премьеры фильма «Бэтмен против Супермена» привязать меня к стулу и насильно заставить прочитать два коротких, но знаковых комикса про самых именитых героев DC.

Кто ж не знает знаменитую обложку с Джокером, его стремной зубастой улыбкой и фотоаппаратом? Я даже более или менее в курсе, что именно этот комикс, написанный Аланом Муром и нарисованный Брайаном Болландом, рассказывает предысторию Джокера. Видите, поп-культура меня подготовила.

Уже на предисловии я чуть не пустила слезу. Тим Сейл, художник, работавший над целым рядом «дисишных» комиксов о Бэтмене, ударился в такое восхитительное гиковство, что дальше уже можно не читать. Ну, или наоборот, накинуться и тут же проглотить все 46 страниц, радостно причмокивая.

Так как я привязана к стулу, придется выбрать второе.

(Нет, мы не привязывали Заиру, она находится вне пределов нашей досягаемости — Прим. редакции)

На первых же страницах Бэтмен приезжает в тюрьму для психов и проходит мимо камеры с Харви Дентом. Радость узнавания, знакомые все лица (все три)!

Бэтмен заходит в камеру к Джокеру и сразу же начинает вести разговор так, будто они недавно прервались, он сходил на обед, вернулся и теперь как бы продолжает свою мысль. Вероятно, подразумевается, что все читающие в курсе, чем закончилась предыдущая часть истории. Чувствую себя слегка неполноценной.

Бэтмен, как это бывает в его переговорах с Джокером, ведет себя не по протоколу и метелит заключенного почем зря. Тут вмешивается седой мужик с усами и в шляпе, который на поверку оказывается комиссаром Гордоном, совсем не похожим на Гари Олдмана.

Флешбэк нарисован в ч/б. Каждый кадр полон деталей, так что на разглядывание одной страницы уходит дольше, чем на прочтение такой же по размеру страницы обычного книжного текста. Но вообще выглядит все ужасно кинематографично, как готовая раскадровка для фильма.

О, а вот и Альфред. Интенсивно лыс и с сутенерскими усиками. Несет поднос, пока Брюс Уэйн поигрывает квадратной челюстью, разглядывая разные изображения Джокера у себя на экранах в бэтпещере.

Судя по тому, что Брюс обсуждает с Альфредом, а Гордон — со своей дочерью Барбарой, все они уже постарели, повзрослели, а противостояние с Джокером длится не первый десяток лет. Ага, тут до меня доходит, почему все такие седые, лысые и квадратные.

Джокер в шляпе и курортной рубашке стреляет в дочь Гордона, раздевает ее, фотографирует, толкает полную библиотечных аллюзий речь и провозглашает тост «Here’s to crime» («Ну, за преступность»). Какой хороший, цветастый злодей.

Судя по тому, что картинка снова стала черно-белой (за исключением красных хрустящих омаров), пришло время еще одного флешбэка с молодым Джокером — неудачником-комедиантом, пытающимся прокормить беременную жену. В показательно дрянном баре его пытаются подбить на преступление. То есть выясняется, что у него, как у любого порядочного злодея, были веские причины на то, чтобы сбиться с пути истинного.

О, фрик-шоу! Комиссара Гордона раздевают и тащат на заклание. Вечер перестает быть томным.

Флешбэки пока кажутся куда интереснее основного действия. У несчастного Джокера умирает беременная жена, он оказывается намертво связанным с гангстерами, а мы по-прежнему так и не знаем его настоящего имени.

Фрики затаскивают голого Гордона в тележку и катают по аттракциону «Дом с привидениями», где Джокер весело поет ему песенку. Я тут же начинаю гуглить ее текст, но нет, выясняется, что это не популярный хит, а самая что ни на есть оригинальная песня Джокера.

Параллельный монтаж! Я уже говорила, что все это очень по-киношному выглядит, но вот тут прямо три страницы подряд показано, как Бэтмен безуспешно ищет Джокера, а в это же самое время Гордон раз за разом въезжает в двери «Дома с привидениями». Мощно!

Некоторые слова в репликах выделяются жирным шрифтом, что расставляет акценты в предложениях и вообще заметно облегчает понимание происходящего. Спасибо некоему Ричарду Старкингсу за оформление буковок.

Ага, а вот и сцена, в которой Бэтмен преследует Красного Колпака, а тот сигает в бассейн с кислотой и выплывает оттуда уже Джокером — с зелеными волосами, огромными зубами и выпученными глазами. Что-то такое я припоминаю из первого фильма Тима Бёртона. Надо пересмотреть.

Джокер толкает саркастичную речь о глупом Гордоне и жестоком мире. Я всегда подозревала, что этот парень вообще склонен к театральным представлениям, но здесь он прямо подался в дешевый водевиль с заламыванием рук и всем таким прочим. И тут в кадр въезжает бэтмобиль!

Открывающий монолог Бэтмена из первой сцены («Привет, я пришел поговорить. Один из нас обязательно убьет другого» и т. д.) идет тут закадровым голосом. Догадалась я об этом только потому, что реплики нарисованы не в пузырях, а в аккуратных прямоугольничках.

Ну, еще и потому, что в это же время Бэтмен и Джокер друг друга мутузят, а вовсе даже не разговаривают.

Бэтмен вызволил убитого горем Гордона из клетки, и тот давай причитать, мол, этот псих застрелил мою дочь и показал мне ее голые фотки. Нет, чтобы сказать безутешному отцу, что Барбара жива, Бэтмен говорит ему много другой ерунды и устремляется в погоню за своим архиврагом. При этом Гордон зачем-то кричит вслед супергерою, чтобы тот не убивал Джокера, а сделал все по протоколу.

То есть неважно, что каждый раз, когда они официально заточают зеленовласого психопата за решетку, тот систематически сбегает и устраивает очередной кордебалет, да?

Вообще тут не только картинки разглядывать долго. Некоторые реплики очень витиеваты, разбиты на многоэтажные пузыри, а то и на несколько кадров. Самое приятное, это когда два главных персонажа начинают драться и говорят все эти «Fuhhhh», «Hooooof», «Uoaa» и прочие «BDUMP».

Как поется в одной хорошей песне, «a little less conversation, a little more action please».

Ой, внезапно конец! Бэтмен хватает Джокера за горло, орут сирены, фары полицейских машин отражаются в лужах, затемнение.

В послесловии художник Брайан Болланд признается, что это он уговорил Алана Мура взяться за «Убийственную шутку», а не наоборот. А также толкает интересную мысль о том, что история возникновения Джокера, вполне возможно, является плодом его, джокеровской, воспаленной фантазии. А дальше он предлагает сцену после титров.

Что же на самом деле случилось в финале?

Вообще-то эта дополнительная сцена — отдельная зарисовка авторства самого Болланда на тему того, что такое хорошо и что такое плохо. Очень остроумная и смешная, надо сказать. По тону она кардинально отличается от зловещего балагана Мура.

Конечно, и тут не обошлось без убийств (папы римского и Бэтмена) и кровищи, но хотя бы с иронией.

Итог: эксперимент пока получается не до конца чистым, потому что этот комикс написан все тем же Муром, автором двух из тех самых трех когда-то мною прочитанных графических историй. Мур, конечно, классный, я это и так знала, но и Болланд хорош. Это, как я уже говорила, ужасно похоже на кино, но очень сложно держать ритм, постоянно надо многое додумывать, интерпретировать, разглядывать, перечитывать. Даже тренированный мозг вскипает довольно быстро.

Детское развлечение, говорите?

В следующей серии эпического диптиха я расскажу о Красном Сыне и его роли в русской революции. Приступаю к чтению комикса, на конструктивистской обложке которого изображены серп, молот и сам Супермен в виде рабочего без колхозницы.

Автор Заира Озова

Эволюция Бэтмена. Какие комиксы про Бэтмена стоит прочитать


Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.