Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Место действия: пляж как поле брани в военном кино

Место действия: пляж как поле брани в военном кино

Кристофер Нолан снял «Дюнкерк» на пляже. Для достоверности он отправился во Францию и работал именно там, где в 1940 году проводилась эвакуационная операция. Задействовав больше 6000 человек массовки, Нолан, безусловно, снял одну из самых масштабных военных прибрежных картин. Однако он далеко не первый, кто скомандовал «мотор!» под шум прибоя.

КиноПоиск проследил, с чего началась история съемок военных баталий на пляже.Воюющий ГолливудРежиссеры, создавшие классику Голливуда, сами были участниками Второй мировой. Джон Форд («Гроздья гнева», «Дилижанс»), Джон Хьюстон («Мальтийский сокол»), Джордж Стивенс («Место под солнцем», «Дневник Анны Франк»), Уильям Уайлер («Бен Гур», «Римские каникулы») и Фрэнк Капра («Эта замечательная жизнь») — все они были призваны в американскую армию в специальное подразделение.

Их не просили стрелять во врага или управлять танком, они занимались тем, что умели лучше всего — снимали кино (об их вкладе в дело победы подробно рассказано в новом документальном сериале Netflix «Пятеро вернулись домой»).

Место действия: пляж как поле брани в военном кино

«Пятеро вернулись домой»

После того как японцы разбомбили Перл-Харбор, американская армия решила создать особый отряд, который занимался бы пропагандой. В него вошли те, кто уже доказал, что умеет завоевывать сердца людей, собирая миллионы зрителей в кинотеатрах каждым своим фильмом. Кто-то из вышеназванной пятерки уже был в рядах армии: Форд пошел служить добровольцем за три месяца до Перл-Харбора, кого-то удалось заманить на войну обещаниями уникального опыта и местом в истории.

«Патриотизм? Возможно, — говорил Фрэнк Капра. — Настоящая причина была кинематографической. К тому времени в обычном кино я уже покорил гору, установил на ней свой флаг и слушал, как аплодирует мир.

И мне это наскучило».

Отряд снимал документальное кино и инструктажи. Труды пятерки режиссеров должны были вдохновить военных на подвиги, но далеко не весь отснятый материал подходил для пропагандистских целей. Джон Форд и Джордж Стивенс побывали на высадке в Нормандии. О том дне они предпочитают никому не рассказывать, а кадры, сделанные ими на пляжах «Юта», «Омаха», «Голд», «Джуно» и «Сорд», скрывались от общественности порядка 20 лет.

И дело совсем не в дрожащей камере, затемненных или засвеченных кадрах. Просто в объектив попали тяжело раненные бойцы, раскуроченные тела, трупы, плавающие на поверхности с открытыми глазами, оторванные конечности и кровавый прилив.

«Перл-Харбор»

«Как у людей хватало смелости выбегать на берег из этих маленьких барж и потом сражаться, я никогда не пойму. Каким-то образом они это делали, — рассказывал Форд. — И еще я никогда не забуду, каким суровым было море в тот день». Режиссер запечатлел Нормандскую высадку и на этом остановился. С него было довольно.

Три дня после операции он беспробудно пил, пока офицеры не попросили отправить его обратно в тыл. Стивенс же прошел весь путь с военными вплоть до Парижа.Наступление7 мая 1945 года фашистская Германия подписала акт о капитуляции во Второй мировой войне. Меньше чем через месяц состоялась премьера документального фильма «Истинная слава». Эту ленту смонтировали из съемок, сделанных тысячами операторов во время войны. Слоган документалки гласил: «История вашей победы…

Рассказанная теми, кто ее добыл!» Вводное слово в картине доверили командующему союзными войсками в Европе Дуайту Эйзенхауеру, а далее высказались участники различных операций, в том числе высадки в Нормандии. Их рассказ сопровождался кадрами хроники, снятыми на побережье длиной 80 километров. Фильм закономерно получил «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

«Самый длинный день»

«Истинная слава» — первый военный фильм, в котором использовались съемки на настоящем пляже, и, по сути, все последующие высадки на побережье, битвы и сражения в той или иной степени вышли из легендарного Дня Д. Ключевая операция Второго фронта в Западной Европе стала одной из главных тем кинематографа на годы вперед. До сих пор идут споры, какой же фильм лучше всего отражает происходящее на французских пляжах. Традиционно называются две классические картины — «Самый длинный день» и «Спасти рядового Райана».

«Спасти рядового Райана»

Когда речь заходит о штурме французского побережья, многие с ходу называют фильм Стивена Спилберга как образец, незаслуженно оставляя без упоминания «Самый длинный день». Черно-белая лента вышла в 1962 году. Война кончилась 17 лет назад, но политический климат все еще был не самым благоприятным. Поэтому у ленты была важная миссия — отдать всем участникам операции должное, признать заслуги французов, британцев и других европейцев, но не показывая Германию как вселенское зло.

В основу «Самого длинного дня» лег роман Корнелиуса Райана 1959 года. Писатель приложил руку к сценарию, сделав фильм в формате докудрамы, поэтому начало битвы на пляже придется подождать, ибо львиная доля картины посвящена планированию операции. «Самый длинный день» снимали во Франции на нескольких локациях и одновременно в США. Чтобы держать все под контролем, продюсер Ричард Занук нанял нескольких режиссеров.

Место действия: Пляжную сцену поставили по старомодным кинематографическим лекалам. Мизансцену составили из двух визуальных тропов. Первый — солдаты либо разговаривают, либо сражаются. Их снимают крупным планом, в кадре не больше трех человек. Картинка не прерывается склейками с видами деталей формы или декораций. Подача максимально упрощена, при этом в кадре минимум крови. В те времена насилие на экране регламентировали, поэтому смерть остается где-то на задворках экспозиции.

Второй троп призван показать масштаб, массовость наступления. Камера прокатывается через поле боя, и зритель видит стреляющих, падающих, бегущих. Массовка вдали становится на черно-белом экране скопищем маленьких темных точек.

Консультантами фильма выступили реальные участники D-Day. Они объясняли режиссерам, куда должна двигаться толпа, как правильно держать оружие, выпрыгивать из баржи и вести себя на поле боя. Правда, это не остановило Дуайта Эйзенхауэра, вышедшего из зала спустя несколько минут после начала ленты: его очень сильно расстроили исторические неточности.

Чтобы показать, как ради единой цели страны объединились, отснятый материал смонтировали параллельной склейкой. На «Самый длинный день» потратили 10 млн долларов, и до выхода «Списка Шиндлера» это был самый дорогой черно-белый фильм в истории. В год 50-летия Нормандской высадки «Самый длинный день» перевыпустили, придав происходящему на экране цвет.

«Самый длинный день»

«Спасти рядового Райана» — абсолютная противоположность «Самого длинного дня». Стивена Спилберга уже не связывали никакие политические обязательства, а технологии шагнули далеко вперед. Режиссер развернулся не на шутку, создав одну из лучших батальных сцен в истории кино длиною в 27 минут и с максимальным погружением в детали.

Место действия: Если в «Самом длинном дне» страх солдат показан, лишь когда они замечают в небе самолет и в панике разбегаются, то тут на первых же кадрах виден ужас. Бойцы смотрят в пол, дрожат, некоторых выворачивает наружу. Оператор работает крупным планом, он следует за пехотой по пятам. Стоит выпрыгнуть за борт и погрузиться в воду, тело сразу же прошивают пули. Вода окрашивается в красный цвет. Спилберг мечется от одной смерти к другой — он уделяет ей максимум внимания.

Действо разворачивается почти в реальном времени, взвинчивая динамику. Зрители вместе с пехотой ощущают хаос Дня Д.

Свою сцену на пляже «Омаха» Спилберг снимал в Ирландии и, как утверждают историки, несколько передраматизировал. Вода для Нормандии оказалась слишком голубой, противотанковых ежей на побережье чересчур много, немецкая линия была не так сильно укреплена, а пулеметчик не мог стрелять с той интенсивностью, с какой он стрелял у Спилберга. Также нет поддержки с воздуха, а наступающие войска союзников располагаются слишком кучно.

И все же историки все равно говорят, что это одно из лучших изображений высадки в Нормандии.

«Возможно, это одна из самых реалистичных батальных сцен в кино, но в остальном „Спасти рядового Райана“ ужасен, — цитирует CNN историка Энтони Бивора, который отругал фильм за шаблон отряда на самоубийственной миссии. — Основа сюжета у Спилберга обладает великолепным потенциалом. В ней есть натянутая струна между патриотизмом, общей преданностью и личной борьбой за выживание. Это противоречие лежит в основе войны».

«Тихий океан»

В то же время Бивор хвалит сериалы HBO «Братья по оружию» и «Тихий океан». Суммарный бюджет обоих телепроектов составил больше 300 млн долларов. Примечательно, что оба сериала спродюсировали Том Хэнкс и Стивен Спилберг.

Имея больше экранного времени, они с почтением отнеслись к книжным источникам, которые легли в основу сценария. У создателей было больше времени на прорисовку персонажей и построение битв, отсюда и результат.

Место действия: Между Битвой за Пелелиу в «Тихом океане» и штурмом пляжа «Омаха» в «Спасти рядового Райана» с первого взгляда прослеживаются параллели. Крупные планы, испуганные лица, плотный обстрел по баржам, разве что нет противотанковых ежей, а вместо серых французских песков — песчаные пляжи Палау с окопавшимися среди пальм японцами. Роль острова в океане сыграло побережье Австралии.

Песчаный берег здесь лишь промежуточный пункт, войска быстро продвигаются внутрь, оператор работает почти вплотную к актерам и не дает нам насладиться бухтой Квинсленда, которую так любят серферы по всему миру. Также в «Тихий океан» вошли битвы при Окинаве и взятие Иводзимы, где сделали легендарную фотографию с водружением американского флага.

Войну США с Японией и ее кульминацию на Иводзиме во всей красе показал Клинт Иствуд в двух своих фильмах — «Письма с Иводзимы» и «Флаги наших отцов». Он опирался на литературу в жанре нон-фикшена и рассказал историю с двух сторон — с японской и с американской. По экспозиции и палитре работа Иствуда сильно перекликается с «Самым длинным днем». Он нарочно приглушает цвета, обращаясь к серо-голубой палитре.

Крупные планы Иствуд сочетает с панорамными видами пляжа. Характерен даже выбор локации — оба фильма снимались на черных пляжах Исландии.Не только Вторая мироваяОтсылки к Дню Д просочились далеко за пределы фильмов о Второй мировой. Это событие в истории отдалось в кинематографе громким эхом, и аллюзии к Нормандской высадке просматриваются и в научной фантастике, и в исторических эпосах.

«Троя»

Галеры вместо барж с морпехами, золотистые пески Греции вместо серого побережья Франции, Ахиллес во главе наступления — режиссер «Трои» Вольфганг Петерсен напрямую не заявлял, что флот Агамемнона — отсылка к появлению Второго фронта в Европе, но критики то и дело обращали внимание на схожесть с Днем Д. Длинную береговую линию осаждали относительно маленькие корабли, а каждого высадившегося на берег непременно поливали градом пуль, точнее, стрел. Но поскольку цель у Петерсена была показать не ужас войны, а могучих атлетов, жаждущих славы, акценты он расставил несколько по-другому. Его пляж сияет, а режиссер и оператор смакуют эстетику боев на мечах и копьях.

Прямая аллюзия к Нормандской высадке — как по содержанию, так и по визуальной форме — наблюдается в «Грани будущего» с Томом Крузом. Даг Лайман не скрывал, что, снимая штурм Нормандии, держал в уме День Д и операцию в Дюнкерке.

Место действия: Тут вам и ужас войны, и неяркая палитра, и смерть крупным планом, как у Стивена Спилберга, и, если б не рейтинг PG-13, кровь и изуродованные тела. При этом сам пляж, увы, искусственный, чем и объясняется съемка преимущественно крупным планом с экспозицией вокруг двух-трех человек, взаимодействующих с нарисованным на компьютере монстром. Сам пляж также дорисовали на компьютере.

Съемочная группа специально слетала в британский Норт-Девон и запечатлела безмятежный прибой. Цвета несколько приглушили, как и полагается по канону, и поставили на место студийного зеленого экрана.

ОтступлениеЗадолго до открытия Второго фронта и высадки в Нормандии мир стал свидетелем другой военной операции на пляже, вошедшей в историю — «Динамо», или Дюнкеркской операции. Морем с побережья эвакуировали британские, французские и бельгийские войска, блокированные после битвы с нацистами. Почему ей не посвящено столько же фильмов, сколько Дню Д? Потому что это не победа над врагом, а по сути, бегство.

Как подчеркивал Кристофер Нолан, его фильм не про войну, а про выживание, и так и было на самом деле. Люди, измученные битвой, хотели спастись, и большинство из них переполняло отчаяние.

«Искупление»

За несколько лет до Нолана хаос Дюнкерка показал Джо Райт, снявший для «Искупления» пятиминутную сцену длинным планом на холодных северо-восточных пляжах Англии.

Место действия: Джеймс МакЭвой — центральная фигура, но смотреть нужно не на него, а по сторонам. Это самая сложная сцена фильма, в ней задействована тысяча человек массовки: раненые, отдыхающие, брошенное оружие, горящая техника, врачи с носилками в руках, беспокойные лошади и измученные солдаты. Джо Райт снимал при естественном освещении и ждал нужного момента, чтобы скомандовать «мотор!». Ждать пришлось почти два дня.

Сцену несколько раз репетировали, и на ее съемки понадобилось пять дублей. Оператор вначале ехал на небольшой передвигающейся платформе, потом нес стедикам в руках, затем катил камеру по рампе и, в конце концов, вновь переходил на пеший ход и к стедикаму на весу. В итоге зрители получили почти камерную экспозицию с деталями на заднем плане, которые создают иллюзию города-призрака, нежели пустынного побережья, с которого нет выхода.

Кристофер Нолан ту же самую локацию представил иначе: открытые пространства, люди не сгруппированы, а разбросаны по берегу, прибой лишь нагнетает обстановку. Режиссер вдохновлялся немым кино, чтобы нагнетать атмосферу отсутствием декораций и слов. Поэтому его пляж сер и, если угодно, бездушен.

Это темница без стен и засовов.

Дюнкеркскую операцию за 60 лет до Нолана и за полвека до Райта на экран перенес режиссер Лесли Норман. Он снимал операцию «Динамо» на берегах британского Сассекса. В современном кино Норман мог бы обойтись студийными съемками, поскольку в его фильме пляж — это лишь безликая локация, а упор сделан на людей и их судьбы.

«Дюнкерк было чертовски тяжело снять с точки зрения логистики. На съемки ушло 400 тыс. фунтов, и мы уложились в бюджет, — вспоминал Норман. — Я был школьником, который стал майором на войне. Это сказалось на моем восприятии Дюнкерка. Я не считаю эту операцию поражением, для меня это достойное событие, но все же не победа».Бойня на пляже и сюрреализм

В подавляющем числе прибрежных битв пляж — угнетающая локация с грязным песком, кровавыми пятнами и серым небом, нависшим над действующими лицами. Но бывает и так, что побережье предстает перед зрителем в курортном стиле: золотистый песок, голубая вода и солдаты чуть ли не в гавайских рубашках.

«Апокалипсис сегодня»

Например, в ленте «Апокалипсис сегодня». Занятно, что депрессивная классика Фрэнсиса Форда Копполы попала в наш рассказ о кинопляжах именно в этом контексте. Хоть герой Мартина Шина и проходит через все ужасы вьетнамской войны, сцена на пляже абсолютно сюрреалистична.

В одном кадре сочетаются ярко-желтый песок, треск автомата, серфинг и фраза «Люблю запах напалма по утрам».

Эта сцена так же сюрреалистична, как и вся вьетнамская пропаганда, направленная на призыв добровольцев в армию США. По телевидению крутили рекламу с лицами довольных американцев, отправившихся служить в райский уголок, а военные подразделения с утра приветствовало звонкое «Доброе утро, Вьетнам!», доносящееся из радиоприемника.

Сюрреалистичность баталий с помощью яркого пляжного пейзажа передавал и Гарет Эдвардс в «Звездных войнах», вышедших с подзаголовком «Изгой-один». Его кульминационная битва, в которой погибли все герои специального отряда повстанцев, разворачивается на Мальдивах. Все участники сражения трагически почили на фоне голубой воды и побережья, позаимствованной из рекламы Bounty.

Аналогичная картина и в «Чудо-женщине», где амазонки сражаются с немцами на пляже. Стрельба, взрывы и смерть на фоне курортных видов итальянского побережья — режиссер Пэтти Дженкинс, смакуя пейзаж, показала, как война пришла в искусственный райский уголок, где жили Галь Гадот и компания. Тем самым она построила мостик от изолированного мира главной героини к суровой реальности.

Пляж — неординарная для боя локация, и в руках умелого сценариста или режиссера побережье становится многофункциональной метафорой. Это может быть ловушка без пути к отступлению со своей гнетущей атмосферой, бесконечными ужасами и слабо брезжащей надеждой на горизонте. Несмотря на огромное пространство, пляж может стать источником клаустрофобного страха.

С тем же успехом пляж используется как маркер абсурдности или нереальности всего происходящего. В любом случае, когда постановщик загоняет своих героев на пляж, он добавляет в киноуравнение дополнительную переменную.

Автор Владислав Копысов

Военные Фильмы \


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.