Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Хаяо миядзаки: слова великого художника

На выход: фильмы, которые пережили смену постановщика

На этой неделе стало известно, что Юрия Быкова на посту режиссера «Времени первых» сменит Дмитрий Киселев. Продюсеры посчитали, что Киселев, имеющий большой опыт постановки экшн-сцен, лучше справится с космической частью картины.

Когда-то, в золотой век Голливуда, смена режиссера была обычным делом. Разногласия с продюсером нередко приводили к увольнениям, режиссеры перенимали эстафету друг у друга, а фильмы, несмотря на наличие семи нянек, выходили в прокат, получали награды и становились классикой. С ростом влияния режиссеров-авторов подобные ситуации стали происходить реже и сопровождались если не скандалом, то ореолом слухов и домыслов вкупе с финансовыми потерями.

КиноПоиск вспоминает самые примечательные случаи круговорота постановщиков на съемочных площадках.

«Волшебник страны Оз»

«Волшебник страны Оз» считается одним из самых любимых голливудских фильмов всех времен и народов, подлинной классикой американского кино. Интересно, какую роль в столь успешной судьбе фильма сыграло то, что снимали его, по сути, шесть режиссеров? Работу над картиной начал Норман Торог, но он быстро ушел.

На выход: фильмы, которые пережили смену постановщика

Затем на площадке появился Ричард Торп, которого студия отстранила за необоснованную спешку. Его ненадолго сменил Джордж Кьюкор, правда, он ничего не снял, а только видоизменил образы некоторых персонажей. Затем бразды правления взял Виктор Флеминг, а Кинг Видор снял уже финальную часть, так как Флеминга позвали помочь на съемках «Унесенных ветром». Наконец, иногда режиссерские функции брал на себя и продюсер Мервин ЛеРой.«Унесенные ветром»

Еще один пример голливудской классики, съемочный процесс которой проходил не так уж гладко. В режиссерском кресле успели побывать три режиссера. Спустя три недели после начала съемок продюсер Дэвид О. Селзник уволил Джорджа Кьюкора из-за творческих разногласий.

Его сменил Виктор Флеминг, но, проведя три месяца на площадке, тот не смог закончить работу из-за истощения, и проект подхватил Сэм Вуд. И ничего. «Оскар» за лучший фильм 1939 года.«Спартак»

Главная звезда фильма Кирк Дуглас был еще и продюсером, и именно он уволил режиссера Энтони Манна после недели съемок, посчитав, что тот не справится с масштабной постановкой. Так в режиссерском кресле оказался Стэнли Кубрик, и все лавры фильма уже относят на его счет. Кстати, в истории кино был еще один эпизод, когда Энтони Манна сменил другой режиссер, правда, по более печальному поводу.

Манн в возрасте 60 лет скончался от инфаркта во время производства картины «Денди в желе». Его имя в титрах осталось, а работу завершил актер Лоуренс Харви.«Смерть стрелка»

Вестерн с Ричардом Уидмарком — веха в истории кино. Благодаря ему родился Алан Смити — псевдоним для режиссеров, не желавших видеть свое имя в титрах. Исполнитель главной роли Уидмарк настоял на смене постановщика. Роберт Тоттен был уволен, на съемочную площадку пришел Дон Сигел.

Каждый из режиссеров снял примерно половину фильма, и оба отказались оставлять свое имя в титрах. Гильдия режиссеров Америки предложила решить проблему невзрачным псевдонимом.«Джоси Уэйлс — человек вне закона»

Вестерн Клинта Иствуда начал снимать Филип Кауфман, соавтор сценария, однако напряжение между Иствудом и Кауфманом достигло таких масштабов, что актер фактически выгнал режиссера и взял роль постановщика на себя. По легенде, одна из причин конфликта — актриса Сондра Лок, за которой ухаживали и Иствуд, и Кауфман. Официальная версия Иствуда такова: Кауфман затягивал работу над картиной. Гильдия режиссеров Америки этот случай сочла достаточно возмутительным, и так появилось «правило Иствуда»: продюсер или актер не могут отстранить режиссера от производства и самостоятельно занять его место.«Грубая огранка» и «Гнев»

Приключенческая картина о похищении алмазов тоже может оказаться проблемной. Дона Сигела уволили в середине съемок, режиссером стал Питер Хант, однако к концу съемочного процесса на площадке снова возник Сигел. Берт Рейнольдс упорно добивался его возвращения, и у него это получилось. Спустя несколько лет Рейнольдс вновь окажется в похожей ситуации на съемках «Гнева». Роберт Олтмен покинул площадку после дня съемок, его заменил Дик Ричардс.

Но Ричардс не поладил с Рейнольдсом. На подмогу пришел Джерри Джеймсон, потом все же вернули Ричардса. Бедняге вновь не удалось долго продержаться на площадке.

Падение с операторского крана отправило режиссера в больницу. В титрах в итоге значатся и Джеймсон, и Ричардс, хотя последний утверждал, что провел на съемках лишь 13 дней и не имел отношения к монтажу.«Супермен 2»

Если у многих картин смена постановщика проходит незаметно для глаз обывателя, не следящего за новостями киноиндустрии, то «Супермен 2» — прекрасный пример того, как из снятого различными режиссерами невозможно склеить цельный фильм. Нитки торчат в буквальном смысле слова. Снятые Ричардом Доннером сцены абсолютно не были похожи на то, что создал сменивший его Ричард Лестер.

Последовательности нет даже в прическах героев. Причина — желание продюсеров сделать сиквел легче и смешнее, а также их конфликт с Доннером из-за бюджета. Причем Лестер присоединился к проекту, когда Доннер уже снял 75 % материала, и, чтобы его имя было единственным в титрах, он должен был сам отснять больше половины итоговой версии фильма, для чего пришлось переснимать уже существующий материал и конфликтовать с актерами.«Военные игры»

Научно-фантастическую драму с Мэттью Бродериком должен был снимать Мартин Брест (после ухода из проекта в его фильмографии появятся «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Успеть до полуночи» и «Запах женщины»), однако его уволили после 12 дней съемок. Подход Бреста сочли мрачноватым и наняли Джона Бедхэма. Впрочем, считается, что несколько сцен, снятых Брестом, вошли в окончательный монтаж.«Танго и Кэш»

Режиссером значится Андрей Кончаловский, хотя завершить работу над фильмом ему не удалось. После трех месяцев съемок продюсеры уволили постановщика из-за его видения финала картины (хотя в официальных заявлениях говорилось, что Кончаловский просто отставал от графика). За камеру встал сначала исполнительный продюсер фильма Питер МакДональд, а затем режиссер Альберт Магноли.

Последний снял сцены погони и боя в финале боевика. Кончаловский писал позже в своих мемуарах, что уволили его из-за того, что он вместе со Сталлоне выступал за более серьезную интонацию картины, тогда как продюсеры видели «Танго и Кэша» в комедийном ключе.«Тумстоун: Легенда Дикого Запада»

Режиссером вестерна назначили сценариста Кевина Жарра, но тот, по утверждению студии, не укладывался в график производства и отказывался сокращать невероятно длинный сценарий. Жарра быстро уволили, а на съемки позвали Джорджа П. Косматоса. В 2005 году, после смерти Косматоса, актер Курт Рассел признался, что сам снял «Тумстоун», а Косматос был практически подставной фигурой, исполнявшей его указания и позволившей избежать конфликта со студией.«Водный мир»

О съемках «Водного мира», возможно, стоит снимать отдельный фильм. Его производство стало полем битвы между прежде успешно сотрудничавшими Кевином Костнером и режиссером Кевином Рейнольдсом. Бюджет за время съемок вырос почти в два раза, Костнер постоянно вносил изменения в сценарий, для чего даже вызвали в качестве скрипт-доктора Джосс Уидона (тот потом вспоминал, что был «самым высокооплачиваемым в мире стенографом», просто записывавшим идеи Костнера).

В итоге Рейнольдс просто покинул проект, оставив Костнера доснимать и монтировать ленту. «В будущем Костнеру стоит сниматься только в тех фильмах, где он же и режиссер. Так он сможет всегда работать и с любимым актером, и с любимым режиссером», — язвил Рейнольдс в интервью. Впрочем, в титрах постановщиком указан все-таки он.«Изгоняющий дьявола: Начало»

На должность режиссера приквела «Изгоняющего дьявола» сначала пригласили легендарного Джона Франкенхаймера, но тот, к сожалению, ушел из жизни до начала съемок. На его место пришел Пол Шредер, сценарист «Таксиста», однако, по мнению продюсеров, его подход не принес бы картине кассового успеха.

Несмотря на то что Шредер уже завершил съемки и сдал черновой монтаж, студия наняла нового сценариста Алекси Грэма и режиссера Ренни Харлина, чтобы те сделали абсолютно новый фильм, хоть и с тем же актерским составом. В сумме на оба фильма пришлось потратить около 80 миллионов долларов, но выпущенная в прокат картина Харлина собрала в мире лишь 78.«Храбрая сердцем» и другие фильмы Pixar

Бренда Чапмен должна была стать первой женщиной-режиссером для студии Pixar, но в итоге снять «Храбрую сердцем» в одиночку Чапмен не доверили. Все те же творческие разногласия заставили студию позвать Марка Эндрюса для продолжения работы. Впрочем, в титрах остались и Чапмен, и Эндрюс. Для Pixar практика замены режиссера — обычное дело.

Так было не только с «Храброй сердцем», но и с «Рататуем», «Хорошим динозавром», «Историей игрушек 3» и другими мультфильмами.

Автор Дарико Цулая

Ночная смена — Трейлер (2018)


Релевантные статьи:

Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.