Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Оскар-2012: «древо жизни»

Оскар-2012: «древо жизни»

Терренса Малика с «Древом жизни» ждали на Каннском фестивале 2010 года. Было известно, что режиссер готовит нечто грандиозное, но никто и представить себе не мог, во что выльется его задумка. В Канн тогда Малик не приехал. Не приехал он и в Венецию, где его тоже ждали.

Говорили, монтирует. Говорили, много материала отснял, занят. Потом наступил 2011 год, и стало понятно, что «Древо жизни» наконец-то явит себя на набережной Круазетт.

Чтобы попасть на первый пресс-показ «Древа жизни», на утренний сеанс в зале «Люмьер» (вместительность — 2300 человек), нужно было в 7 утра, за час до начала сеанса, занять места в очереди. За 30 минут до фильма зал был полон, а на улице осталось много разгневанных журналистов. Администрация фестиваля устроила еще два дополнительных пресс-показа — для Канна это что-то вроде чуда.

Примерно то же самое творилось с «Меланхолией», но речь не о ней.

Жизнь как она есть

Фильм начинается цитатой из Книги Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания Земли? Скажи, если знаешь». На экране и впрямь показана жизнь Земли, а за кадром Джессика Честейн начитывает выдержки из трактата «О подражании Христу» средневекового монаха Фомы Кемпийского: «Сын Мой, прилежно примечай движение природы и благодати; ибо они весьма противоположны, и такое тонкое между ними различие, что разуметь его можно только духовному и внутренне озаренному человеку».

На экране в это время делятся клетки, вращаются планеты, видны извержения, гейзеры, море, океаны, водопады, скалы и даже динозавр на берегу. Еще два динозавра скрываются в лесу. О, как потом Малику припомнят этих динозавров!

Природу в фильме Малика олицетворяет герой Брэда Питта, мистер О`Брайен. Он импульсивен, порывист, резок и готовит своих трех сыновей к встрече с этим жестоким миром. Миссис О`Брайен (Честейн), напротив, представляет собой благодать во плоти. Она невероятно красива, добра и преисполнена любви к сыновьям. На экране безумной красоты картинка, полученная благодаря стараниям оператора Эммануэля Любецки.

В качестве музыкального сопровождения — шедевры классиков и композиции Александра Деспла.

По окончании фильма Малика зал четко разделился пополам. Где-то аплодировали и кричали «браво!», а где-то во всю глотку орали «бу-у-у!». Увиденное и вправду оказалось непривычным даже для подготовленного каннского зрителя.

Спустя несколько дней лента Малика была увенчана «Золотой пальмовой ветвью», и это решение было так же неоднозначно встречено в пресс-центре.

Что такое «Древо жизни»? Шедевр или мистификация? Гениальное высказывание режиссера или попытка навязать зрителю собственные взгляды на мир?

Время покажет, чем на самом деле является картина Терренса Малика, а пока давайте взглянем на историю создания фильма и на самого режиссера.

Оскар-2012: «древо жизни»

Первые ростки

После релиза в 1978 году своего второго фильма, драмы «Дни жатвы», Малик заложил основу для проекта под названием «Кью» (Q) о формировании жизни в космосе. Режиссер вместе с небольшой группой отправился в кругосветную экспедицию, чтобы снять ледники в Антарктике, горы в Непале, поля во Франции и микроскопических медуз возле Большого Барьерного рифа в Австралии.

Из-за начавшихся разногласий со студией Paramount, вложившей к тому моменту в фильм один миллион долларов, Малик забросил проект и исчез из поля зрения киномира на двадцать долгих лет. Как утверждают некоторые инсайдеры, за это время он не переставал собирать материал для «Кью».

В 1998-м режиссер представил миру военную драму «Тонкая красная линия». Сквозь похвалы критиков прорезались голоса недовольных звезд: взятый на главную роль Эдриан Броуди обнаружил, что его появление в фильме сокращено до пяти минут, ну а за спиной у Малика шептались, что он полностью искромсал существовавший сценарий и снимал так, как ему вздумается.

«В конце 60-х Малик писал для The New Yorker. Редакция отправила его в Боливию делать материал о Че Геваре»

Тем временем режиссер начал поиски потенциальных инвесторов для проекта своей мечты, который больше не назывался «Кью». На этом этапе режиссер познакомился с Уильямом Поладом из River Road Entertainment, ответственной за «Горбатую гору» и режиссерский проект Шона Пенна «В диких условиях». «В тот момент мы с Терри работали над другим проектом, — вспоминает продюсер. — Он собирался снимать фильм „Че“ и принес сценарий. Признаться, это было нелегко читать.

Потом мы встретились, чтобы обсудить „Че“, но в какой-то момент он начал рассказывать мне про „Древо жизни“. И говорил об этом фильме три часа».

На тот момент «Древо жизни» состояло из двух частей — создания Вселенной и жизни семьи в техасском городке. «Спустя три часа я подумал, что это одна из лучших историй в мире, — говорит Полад.— Но в тот момент я не был готов работать с Терри над таким фильмом». В итоге «Че» ушел к Стивену Содербергу, Терренс Малик отправился снимать «Новый Свет», а Полад пошел своим путем.

Человек-загадка международного масштаба

Чтобы понимать «Древо жизни», надо представлять, кем является Терренс Малик. Поэтому давайте пройдемся по основным событиям в жизни режиссера.

Терренс Малик родился 30 ноября 1943 года в Оттаве, штат Иллинойс. Его отец, Эмиль, был родом из Ливана, а мать, Айрин, выросла на ферме в Иллинойсе. Терри рос старшим из трех сыновей Эмиля и Айрин. Средний сын Маликов, Крис, погиб в автокатастрофе, которая унесла жизнь и его супруги.

Младший сын, Ларри, уехал учиться в Испанию, где покончил с собой.

Будущий режиссер играл в школе за футбольную команду, но по окончании забросил спорт и поступил в Гарвард на философский факультет. Среди преподавателей Терри был киновед и философ Стэнли Кавелл, благодаря которому Малик проявил недюжинный интерес к работам немецкого философа Мартина Хайдеггера. Хайдеггер создал учение о бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания.Теперь вы понимаете, откуда берутся корни «Древа жизни»?

«Мы снимали, как растворяются флюиды и краски в воде, снимали жидкий азот в рапиде»

Во время учебы в Гарварде Малик отправился в Германию, где познакомился с Хайдеггером и перевел его эссе Vom Wesen des Grundes на английский язык. После Гарварда Малик отправился в Оксфорд, но в Англии надолго не задержался — разошелся во мнениях со своим ментором насчет взглядов на концепцию мироустройства по Кьеркегору, Хайдеггеру и Витгенштейну, в результате чего покинул университет. В 1968-м Малик год преподавал философию в Массачусетском университете, но считал себя плохим преподавателем.

В конце 60-х Терренс Малик писал для таких солидных журналов, как Life Magazine и The New Yorker, причем редакция последнего отправила его в Боливию делать материал о Че Геваре (теперь вы понимаете, почему режиссер хотел снять о нем фильм). «Честно говоря, я не очень понимал, что там происходило», — признается режиссер спустя много лет. Малик писал некрологи Мартину Лютеру Кингу и Роберту Кеннеди для New Yorker. Напомним, что в 1968-м Терри было всего 25 лет.

Осенью 1969-го Малик приехал в Лос-Анджелес изучать искусство кино в Американском киноинституте (AFI), где оказался в одном классе с Дэвидом Линчем и Полом Шредером. На заре кинокарьеры Терри снимал учебные короткометражки, правил сценарии (в том числе и «Грязного Гарри»), а в конце второго года обучения в AFI начал работу над «Пустошами».

Малик любит: классическую музыку, итальянский кинематограф, орнитологию, астрономию, немецкую и французскую философию, английскую литературу. А теперь внезапное: одним из своих самых любимых фильмов Терренс Малик называет «Образцового самца» Бена Стиллера. Поди и пойми его.

Близкие контакты третьей степени

Все, кто работал с Маликом, единодушно описывают его как милого и очень скромного человека, которому удается распространять свою благодать на окружение. Поскольку Малик не дает интервью и не любит фотографироваться, незнакомые с ним актеры иногда представляют режиссера совсем иначе. В частности, Джессика Честейн, получившая главную женскую роль, вспоминает: «Я прилетела на встречу с Терренсом Маликом.

Ожидала, что сейчас выйдет такой дядька в берете, в черном свитере под горло, с сигарой, а он оказался полной противоположностью! Он пришел в ресторан в очень яркой рубашке, постоянно улыбался во весь рот».

Считается, что свое последнее интервью Малик дал в 1974 году изданию Filmmaker. Однако существует еще один разговор с режиссером, записанный в Париже в 1979 году, в котором он обсуждает «Дни жатвы». Оно опубликовано на сайте TerrenceMalick.org, но здесь приведем одну цитату режиссера. Терренс Малик рассуждает о разнице восприятия счастья между американцами и европейцами:

«Для героев моего фильма счастье приходит и уходит. Почему? Они не знают, равно как и не знают, как добиться счастья.Это понятно европейцам, но может озадачить американцев. Американцы считают, что им дано право на счастье, и как только они его находят, то считают, что оно принадлежит им. Если же отнять у них счастье, то они почувствуют себя обманутыми.

Так мучаются все мои знакомые. Немного похоже на песню Дилана: „Весь мир был в их руках, а они дали ему просочиться сквозь пальцы“».

Одно из последних публичных появлений Малика датируется октябрем 2007 года. Режиссер прибыл на Римский кинофестиваль, чтобы показать и прокомментировать отрывки из своих любимых итальянских фильмов. Также Малик рассказал кое-что и о своих картинах.

В частности, пояснил, откуда взялось его камео в «Пустошах»: «Актер, взятый на эту роль, должен был появиться на площадке в 09:30. Мы ждали, время шло, а он так и не пришел. Поскольку мы не могли позволить себе ждать, я напялил шляпу и сыграл эту роль.

Но все равно предпочитаю работать по другую сторону камеры».

Почему он не дает интервью? Ответ на этот вопрос лучше всего сформулировал Брэд Питт: «Знаете, иногда ваша любимая группа рассказывает о смысле своей песни, а вы моментально разочаровываетесь и больше не можете ее слушать. То же самое и с кино. Зачем вам знать, что хотел сказать режиссер этим фильмом?»

Мечты сбываются

Несколько лет назад Терренс Малик начал консультироваться с пионером по спецэффектам Дугласом Трамбаллом, работавшим над «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика, «Близкими контактами третьей степени» Стивена Спилберга и «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта. Несмотря на то что Трамбалл уже некоторое время не работает, его увлекло видение Малика, и он помог режиссеру создать причудливые картины сотворения мира. В 2007 году Малик передал работу над спецэффектами Дэну Глассу, работавшему над фильмами «Матрица: Перезагрузка» и «Бэтмен: Начало».

«Чтобы получить все эти странные преломления света, мы свинчивали объективы с камер и снимали через пресс-папье, — рассказывает Гласс. — Мы снимали, как растворяются флюиды и краски в воде, снимали жидкий азот в рапиде. Брали оригинальные снимки высокого разрешения, сделанные телескопом «Хаббл», и воспроизводили увиденное в трехмерном пространстве».

Во время работы над «Новым Светом» Малик вывел для себя новые правила съемок: никакого искусственного освещения, никаких кранов, только ручная камера. Вероятно, это повлияло и на «Древо жизни». Режиссер еще раз переписал сценарий и в 2005 году снова встретился с Уильямом Поладом, Дэном Глассом, Деде Гарднер и Брэдом Питтом, который подыскивал новый материал для своей кинокомпании Plan B. Как и раньше, речь шла о совершенно другом проекте, но затем Малик снова напомнил про «Древо жизни».

И Питт пришел в восторг.

«После релиза драмы „Дни жатвы“ в 1978 году Малик заложил основу для проекта о формировании жизни в космосе»

После заполучения звезды такого уровня вопрос с инвестициями решился очень быстро. Справедливости ради отметим, что Питт сначала значился лишь продюсером и только после долгих и изнурительных поисков актера на главную роль решился сниматься сам. Поиск мальчиков на роли детей О`Брайенов велся больше года. Всего было отсмотрено 10 000 ребят из Техаса и Оклахомы.

На роль миссис О`Брайен Малик утвердил тогда еще никому не известную рыжеволосую актрису Джессику Честейн.

«Я слышала, что ищут актрису для какого-то фильма, но деталей не знала, — вспоминает Джессика. —Приезжаю на пробы, а оказывается, что сцену играть не надо. Главное — поведение. Терренса Малика не было, только директор по кастингу Фрэнсин Мейслер.

Меня просили сыграть, как я укладываю ребенка в постель, спеть колыбельную, посмотреть на человека с любовью и уважением. Надо было выразить некоторые эмоции, не прибегая к словам».

Съемки с участием актеров прошли в 2008 году. И снова Малик прибег к своему излюбленному методу по переписыванию сценария. А ведь режиссер вынашивал проект 30 лет!

Казалось бы, уж за это время можно было точно знать, что ты хочешь видеть на экране. Но Терренс продолжал переписывать сценарий прямо на площадке и выдумывать новые диалоги. «Он как будто сидит с сачком и выжидает, что можно поймать в этот день, — говорит Брэд Питт. — Очень выматывает!»

Когда весь материал был отснят, Малик приступил к монтажу. Режиссер выдавал несколько версий фильма. Питт помнит, что видел сначала «Древо жизни» хронометражем в четыре с половиной, а затем и три с половиной часа. Время шло, а продюсеры никак не могли добиться от режиссера финальной сборки.

Малик работал над постпродакшном «Древа жизни» два года. И в итоге успел к Каннскому фестивалю 2011-го. Где его увидели после премьеры в зале.

Послесловие

Бюджет «Древа жизни», по разным данным, варьировался от тридцати до ста миллионов долларов. Перед студией Fox Searchlight стояла сложнейшая маркетинговая задача: как продать фильм, который не является зрительским? «Мы боялись, что люди пойдут на „фильм с Брэдом Питтом“ и жестоко разочаруются, — говорит Уильям Полад. — Но Fox Searchlight очень грамотно подошла к вопросу».

Тот же Полад идеально формулирует суть фильма Малика: «Это не логический фильм. Это эмоциональный фильм. Как отличная песня Боба Дилана или Леонарда Коэна.

Вам не всегда может быть понятен текст песни, но вы все равно поймете ее суть».

Но как быть с теми, кто не понял, о чем фильм? Вы не одиноки. Шон Пенн, который снимался в «Древе жизни», признался: «Честно говоря, я до сих пор не понял, что я там делал и в каком контексте надо было воспринимать моего героя!

Да и сам Терри не удосужился мне четко объяснить».

Что же до режиссера, то он внезапно сменил концепцию своих действий и ускорился. У Малика уже почти готов фильм с Беном Аффлеком и Рэйчел МакАдамс (хотя никто не знает, что останется от их ролей в итоге), а на подходе еще две драмы с участием Кристиана Бэйла. Возможно, сняв «Древо жизни», режиссер наконец-то осуществил свою мечту и теперь может позволить работать над другим материалом?

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем причину столь кардинального изменения modus operandi Терренса Малика, но то, что он нас удивит еще как минимум три раза, так это совершенно точно.

Автор Татьяна Шорохова

Претенденты на Оскар


Релевантные статьи:

  • Жизнь в ярких цветах: лучшие моменты марион котийяр

    В российский прокат выходит социальная драма братьев Дарденн «Два дня, одна ночь», в которой героиня Марион Котийяр должна за одни выходные уговорить…

  • Оскар-2012: «прислуга»

    Америка, 1960-е. Рыжая и бойкая Скитер (Эмма Стоун) только что окончила университет и пытается получить место журналиста в нью-йоркских газетах, но все…

  • Оскар-2012: «полночь в париже»

    Вуди Аллен второй год подряд привозил в Канн свои новые фильмы. Но если в 2010-м его «Ты встретишь высокого незнакомца» не получил должного признания, то…

Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.