Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Оскар-2012: «полночь в париже»

Оскар-2012: «полночь в париже»

Вуди Аллен второй год подряд привозил в Канн свои новые фильмы. Но если в 2010-м его «Ты встретишь высокого незнакомца» не получил должного признания, то «Полночь в Париже», открывавшая Канн-2011, моментально подкупила большинство критиков.

Сценарист Гил Пендер (Оуэн Уилсон) приезжает в Париж вместе со своей невестой Иньес (Рэйчел МакАдамс) и ее родителями. Гил пишет книгу, влюбляется в город и уговаривает невесту переехать. Иньес не собирается менять солнечную Калифорнию на дождливый Париж, так любимый Гилом, и ищет светского общения в компании со случайно встреченным всезнайкой Полом (Майкл Шин).

Гил плутает по ночному городу и случайно садится в проезжающий мимо кабриолет с веселой компанией французов. Молодые люди высаживаются возле бара, где играет музыка Кола Портера, внутри расхаживают дамы в одежде 20-х годов, а первый же англоговорящий мужчина (Том Хиддлстон) представляется Фицджеральдом. Через несколько минут Гил осознает, что сбылась его мечта оказаться в самом удивительном времени и месте — в Париже 20-х годов.

Он познакомится с Хемингуэем, Пикассо, Дали, Бунюэлем и даже покажет рукопись своего романа Гертруде Стайн. А главное, Гил встретит красотку Адриану (Марион Котийяр), благодаря которой поймет много важных для себя вещей.

Оскар-2012: «полночь в париже»

I love Paris in the springtime

Первые кадры, в которых Вуди три минуты показывает самый что ни на есть туристический Париж, несколько смутили журналистов. Режиссера попросили пояснить, чем обусловлен такой выбор банальностей, как Эйфелева башня, Триумфальная арка или Лувр. «Мое знакомство с Парижем проходило посредством американских фильмов, в которых его показывали, — пояснил режиссер причину чрезмерного глянца. — Голливуд влюблен в Париж, так что всякий раз, когда вы видите его в американских фильмах, вы смотрите на город романтики, музыки, вина и красивых отелей. Вы точно так же знаете Манхэттен таким, каким его вам показывал я. Мне хотелось показать Париж эмоционально, своими глазами».

Своими глазами Вуди впервые увидел Париж в 1964 году, когда продал свой первый киносценарий и тот уже превращался в фильм «Что нового, кошечка?» с Питером Селлерсом и ПитеромО’Тулом. «Я заранее влюбился в Париж, а потом приехал в город и понял, что он полностью оправдывает все мои ожидания. Он был настолько красивым, обаятельным и романтичным, что сразу становится понятно, почему все туристы так в него влюбляются».

Аллен жил в Париже восемь месяцев, на протяжении всей работы над фильмом. Он переписывал сценарий, мелькал в кадре, сочинял новые шутки. «С одной стороны, было здорово жить в прекрасном Париже на халяву, а с другой стороны, было страшно смотреть на то, во что превращается мой фильм».

Когда съемки «Что нового, кошечка?» подходили к концу, два художника картины, с которыми Аллен успел подружиться, заявили, что остаются в Париже. «Я тоже обожал этот город, но боялся остаться, — говорит Вуди Аллен в интервью LA Weekly. — Я не мог бросить Нью-Йорк, где у меня друзья, и вот так просто вырвать себя из жизни в Америке. И я вернулся в Нью-Йорк. И до сих пор жалею об этом решении».

I love Paris in the fall

Снять кино о Париже Вуди хотел еще пять лет назад, но тогда у него банально не было денег. В 2007-м он получал пинки от критиков за драму «Мечта Кассандры» и задумал свой цикл фильмов-открыток, начатый комедией «Вики Кристина Барселона». Французские продюсеры предложили режиссеру сделать фильм о Париже, но Аллен понятия не имел, о чем будет это кино.

«И тогда я спросил себя: что ты представляешь, когда думаешь о Париже? Совершенно точно, что историю любви. Я же не стану снимать в Париже политический триллер. Снимай я кино про Берлин, мне бы пришло в голову что-нибудь другое».

Так Вуди додумался до названия. «Полночь в Париже». И носился с этим названием еще несколько месяцев. «Что же произошло в Париже в полночь? Я понятия не имел! Кто-то встретился и влюбился?

У кого-то началась интрижка? А что если герой идет по городу, в полночь рядом с ним тормозит машина, он садится в нее и едет на вечеринку, где знакомится с француженкой. Но он собирается жениться!

И тут мне почему-то подумалось: а что если на этой вечеринке будут Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Коул Портер? И вот тут я понял, о чем этот фильм».

Решение перенести героя во времени раскрыло перед Алленом множество вариантов развития событий. Направив своего Гила в Париж 20-х годов, населенный знаменитыми писателями и художниками, Вуди решил сделать его сценаристом: «Он ведь наверняка захотел бы показать кому-нибудь из знаменитостей свою работу!»

Продюсер фильмов Аллена Летти Аронсон, по совместительству младшая сестра режиссера, закончила читать «Полночь в Париже» и первым делом задала брату вопрос: «Кто будет смотреть этот фильм? Думаешь, современный зритель знает, кто такая Гертруда Стайн и уж тем более кто такой Ман Рэй? Это фильм для очень узкой аудитории».

Вряд ли Летти подозревала, что перед ней сценарий самого кассового фильма Вуди Аллена за всю историю его деятельности.

I love Paris in the winter when it drizzles

Взять на главную роль Оуэна Уилсона Аллену порекомендовала Джульетт Тэйлор, которая уже давно занимается подбором актеров к фильмам режиссера. Уроженец Техаса, Уилсон стал отклонением от привычной для Вуди схемы комедии, где главный герой — городской невротик. Рекомендации своего директора по кастингу режиссер принял положительно и даже несколько переписал сценарий под актера.

«Мне очень повезло с Оуэном Уилсоном. Он моя полная противоположность, — скромничает режиссер. — Ему удалось придать своему персонажу совершенно новое измерение». Вместе со сценарием «Полночи в Париже» Аллен прислал Уилсону письмо, в котором объяснял, что кино обещает быть очень романтичным, и он видит Оуэна в главной роли. Актер озадачился. Он не очень представлял, как будут показаны перемещения во времени. Да и кого можно представить в роли Фицджеральда?

Или Хемингуэя? «Мне показалось все это несколько притянутым за уши», — признается Уилсон. Но при этом от проекта он не отказался и решил посмотреть, что будет дальше.

А дальше Аллен позвонил Марион Котийяр. Есть у режиссера такая привычка звонить звездам напрямую. Он объяснил актрисе, что, хоть они и ни разу не встречались, у него есть для нее роль.

Женщина, очаровывающая не только американского сценариста, но и Пикассо, и Хемингуэя, должна быть особенной. Котийяр слушает, кивает головой, вешает трубку и радостно кричит: «Мне только что звонил Вуди Аллен!»

Невестой Гила, расчетливой и манипулятивной стервой Иньес, стала Рэйчел МакАдамс. Американские зрители привыкли видеть ее в ролях милых барышень, но Аллен решил попробовать актрису в новом амплуа. «Он сказал мне: „Ты же не хочешь всю свою жизнь играть однотипных красавиц“, — говорит Рэйчел. — И вообще, ты, мол, гораздо смешнее, когда злая!»

Наведавшись в нью-йоркский театр, где в спектакле «Вид с моста» играла его хорошая подруга Скарлетт Йоханссон, Вуди Аллен нашел своего Хемингуэя. Кори Столл вспоминает: «Он всучил мне пару страниц с диалогами и попросил почитать за Хемингуэя. Бумага жгла мои пальцы.

Я с диким удовольствием зачитал диалоги, хотя понятия не имел, для чего это нужно».

В роли занудного всезнайки Пола оказался англичанин Майкл Шин. «Я знал, что Вуди ищет актеров в свой новый фильм. Я также знал, что он обычно всегда встречается лично с актерами, если не был знаком с ними до этого, — говорит Шин. — Короче, я пошел с ним знакомиться. Я тогда как раз был в Нью-Йорке, снимался в „Студии 30“. Нагло завалился к нему — и получил роль. Потом Вуди прислал мне открытку со словами: „Твой герой — редкостный наглец. Думаю, тебе понравится“.

К сожалению, мне не пришлось глубоко копаться в себе, чтобы отрыть Пола».

Чету Фицджеральдов сыграли Том Хиддлстон и Элисон Пилл. Несмотря на их недолгое появление в фильме, Аллен тщательно выбирал актеров на эти роли. Когда-то он хотел снимать «Великого Гэтсби» и с тех пор очень любит женщин а-ля Зельда Фицджеральд. «В ней было много саморазрушения, но вместе с тем искорка безумия, — говорит Вуди. — Меня вечно тянуло к таким женщинам, но с ними ничего хорошего не выходило.

Так что я всегда сочинял их для своих фильмов».

Всего несколько минут занимает появление Эдриана Броуди в «Полночи в Париже», зато его Дали запоминается каждому зрителю. Эксцентричный художник впервые посетил Париж в 1926 году и именно там отрастил свои усы, ставшие его визитной карточкой.

Но главной новостной сенсацией стало утверждение на небольшую роль супруги премьер-министра Франции и бывшей модели Карлы Бруни-Саркози. Как и в случае с остальными актерами, Аллен просто позвонил Бруни и предложил сниматься в его фильме.

I love Paris in the summer when it sizzles

«Полночь в Париже» стала вторым фильмом, который Аллен снимал с оператором «Семи» и «Комнаты страха» Дариусом Хонджи. «С самого начала я знал, что мне для этого фильма понадобится очень хороший оператор, — говорит Вуди. — Я 10 лет работал с Гордоном Уиллисом, работал со Свеном Нюквистом (оператор Бергмана) и прекрасным китайским оператором Чжао Фэем. Несколько лет назад я снял фильм с Дариусом Хонджи и собираюсь снимать с ним свой следующий проект. Он один из лучших операторов.

Мне нужен человек, который сможет перенести все, что у меня в голове, на экран. Считанные единицы могут это сделать».

Хонджи предложил Вуди снять все сцены в Париже 20-х на черно-белую пленку. Но в итоге было принято полностью противоположное решение: Париж двадцатых приобрел дополнительные краски и стал теплее себя самого из нулевых. «Как правило, Вуди любит очень теплую картинку, практически красного цвета, — признается Дариус Хонджи. — А я очень люблю золотистый оттенок. Так что мы расцвечивали картинку прямо во время съемок.

Я сгущал свет и работал со старыми объективами, когда снимал сцены в старом Париже».

Аллен поясняет слова Хонджи: «Я люблю очень теплую картинку. Но при этом я ненавижу солнечные дни. Мне нравится серое небо и осенние цвета — желтый, коричневый, бежевый, золотистый. И очень важно, чтобы цветокоррекция была очень-очень теплой.

Когда я начал работать со Свеном Нюквистом, он сказал мне: „Твои актеры похожи на помидоры“. Но потом ему это понравилось».

I love Paris every moment of the year

Журналисты постоянно спрашивают Вуди, в какой эпохе он хотел бы оказаться, явно не ожидая прагматичного ответа от постановщика столь романтичной картины.

«Путешествия во времени — хитрая штука, — начинает Вуди, загадочно улыбаясь. — Вы представляете себе в любой эпохе только самое хорошее. А если по-настоящему откатиться назад, то выяснится, что женщины умирают при рождении, куча людей гибнет от туберкулеза, а поход к стоматологу может убить вас из-за болевого шока. Не так уж весело было!

Но вы же не думаете об этом! Вы представляете себе красиво одетых дам с зонтиками, кареты, шампанское, ресторан „Максим“ и газовые фонари. Это же так романтично! Я бы хотел отправиться в прошлое на один день.

Вот как раз то, что мне нужно! Пообедал бы в Париже прекрасной эпохи, куда так стремится героиня Марион, а потом домой».

Главная идея фильма Вуди — везде хорошо, где нас нет. Гил Пендер мечтает жить в Париже двадцатых, но на самом деле его место в настоящем. «Ностальгия — это отрицание», — говорит герой Майкла Шина. Вуди Аллен соглашается с ним: «Ностальгия — это ловушка, без вопросов. В ее основе идея о том, что все происходящее сегодня с нами ужасно.

Нам вечно кажется, что вот тогда, в прошлом, было гораздо лучше. Но это не так».

Для самого Вуди настоящее оказалось очень удачным. Он продолжает работать в Европе — заканчивает кино о Риме и перемещается в Германию. «Полночь в Париже», снятая всего за 17 миллионов долларов, заработала в мировом прокате свыше 148 миллионов, став самым кассовым фильмом маэстро на родине.

После премьеры на Каннском фестивале фильм получил немало положительных рецензий. Так, Майкл Филлипс из Chicago Tribune отметил: «Может, Аллен и не изобретает колесо, но у него все еще есть запал». Роджер Эберт написал: «Наверное, Вуди Аллен отлично провел время, пока сочинял сценарий».

Даже снобы из New Yorker остались довольны: «Может быть, идея встречи героя со звездами литературы и кажется слабой, но исполнение желаний — часть очарования фильма».

«Полночь в Париже» номинируется на четыре премии «Оскар» и проходит в категориях «Лучший фильм», «Режиссер», «Сценарий» и «Декорации».

Автор Татьяна Шорохова

КиноНах — вручает ОСКАР 2012. Ведущий церемонии LuCAS


Релевантные статьи:

  • Оскар-2012: «жутко громко и запредельно близко»

    Внимание! В статье возможны небольшие спойлеры! Из девяти картин-номинантов шесть являются адаптациями книг. Пожалуй, «Жутко громко и запредельно близко»…

  • Оскар-2012: «древо жизни»

    Терренса Малика с «Древом жизни» ждали на Каннском фестивале 2010 года. Было известно, что режиссер готовит нечто грандиозное, но никто и представить…

  • Оскар-2012: «прислуга»

    Америка, 1960-е. Рыжая и бойкая Скитер (Эмма Стоун) только что окончила университет и пытается получить место журналиста в нью-йоркских газетах, но все…

Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.