Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Основано на реальных событиях: правда или вымысел?

Основано на реальных событиях: правда или вымысел?

Фильмы, как бы основанные на реальных событиях, — это киномода более влиятельная, чем супергеройский тренд, вампирская тенденция или сортирное комедийное поветрие. Просто она не так заметна. Тем не менее за последние десять лет было снято больше «основано на реальных событиях»-фильмов, чем за всю предыдущую историю кино, вплоть до «Понизовой вольницы» о Стеньке Разине и Эйзенштейна с его «Броненосцем».

Подобное безумие можно преодолеть лишь с помощью рационального подхода. Попробуем вычленить ключевые разновидности таких фильмов: основанные на реальных событиях, историях, людях и даже настольных играх.

Кинобиография«Джонни Д.» (2011), Майкл Манн

Самая привычная и нередко самая скучная разновидность «реальных фильмов». Обычно на протяжении всего хронометража сохраняет постную, скорбно-почтительную мину, при этом не забывает мстительно предвосхитить будущие ошибки героя, которые его обязательно сгубят. Даже если это по определению самовоспламеняющиеся люди вроде Джима Моррисона («Дорз»), Сержа Генсбура («Генсбур.

Любовь хулигана») или Эдит Пиаф («Жизнь в розовом цвете»).

Основано на реальных событиях: правда или вымысел?

Одна из самых терпимых биографических лент. Во-первых, скрупулезно восстановленный быт и декорации 30-х годов сняты фирменной ручной цифрокамерой Манна, и, похоже, это не только на телесериал про ментов, но и на живую реальность. Во-вторых, Диллинджер выведен Манном и Деппом как настоящий великолепный ублюдок: и песенку споет, и через стойку банка прыгнет наподобие Бельмондо, и костюмы на нем сидят как кожа.

В-третьих, с историей Манн обращается творчески: там, где нужно, режет и клеит во имя романтизации бандита Диллинджера и фэбээровца Пёрвиса. Собственно, именно благодаря газетным легендам они и запомнились человечеству.

Депрессивная драма«Парни не плачут» (1999), Кимберли Пирс

Фильмы, которые можно описать выражением «Утром в газете — вечером в куплете». Простые вроде бы люди, о которых никогда в жизни не сняли бы кино, сотворили что-то ужасное («Монстр», «Хелтер Скелтер») или что-то ужасное пережили («Подмена», «Полуночный экспресс»).

Как ни относись к транссексуалам, эта история вызывает искреннее сочувствие. Хулиган и сорвиголова Брэндон Тина водил дружбу с парнями-уркаганами, нежно любил свою девушку и мечтал отслужить в армии. Проблема была в том, что он был женщиной Тиной Брэндон.

Узнав об этом, приятели изнасиловали и избили Брэндона, полиция только поиздевалась над жертвой, а два дня спустя те же ублюдки застрелили Тину-Брэндона и двух ее-его друзей. Что до фильма, то «Оскар» и «Золотой глобус» достались дебютантке Хилари Суэнк. Плюс еще 41 награда. И не только за горячую тему.

Кстати, сейчас Хлоя Севиньи (девушка Брэндона в фильме) сама играет транса-киллера-мамашу в сериале «Распутье».

Духоподъемная история«Простая история» (1999), Дэвид Линч

Имя им — легион. От «Семи лет в Тибете» и «Самого быстрого „Индиана“» до «Эрин Брокович» и «Марли и я». Главное, чтобы герой-чудак благодаря чудодейственной силе таланта, настойчивости и здорового характера утер всем нос и нашел себя.

На крайний случай — перестал стесняться кушать по ночам и крутить романы («Ешь, молись, люби»).

Самый простой и доступный фильм Линча — это сам по себе шок после «Синего бархата» или «Малхолланд Драйв». Старый дед, которого вот-вот разобьет последний инсульт, втемяшил себе в голову доехать кое-куда на газонокосилке (за неимением другого транспорта). По пути седой Элвин утешает отчаявшихся, примиряет тех, кто в ссоре, и вселяет в сердца веру в добро.

Медленно ползущая, все время ломающаяся мототяпка становится метафорой жизненного пути, а простые истины из уст человека, который решил во что бы то ни стало дожить жизнь прилично, звучат как откровение.

Криминальная драмаФранцузский связной (1971), Уильям Фридкин

Жанр детектива сам по себе не мог родиться откуда-то, кроме как из газетных заметок. А криминальные истории, подробно отражающие реальные дела, интересны именно своей неоднозначностью: ненайденный маньяк в «Зодиаке»; преданный всеми, но не сломавшийся коп-антикоррупционер в «Серпико»; агент под прикрытием, подружившийся с объектом слежки в «Донни Браско».

Эпохальное кино. Четче, жестче, печальнее, бескомпромисснее и реалистичнее, чем все, что было раньше. Мордатый Джин Хэкмен изображает детектива-алкоголика, пытающегося изничтожить французский коридор, по которому течет героин в США.

Его прототипу, тоже с кличкой Морячок Попай, в 1961-м это отчасти удалось. Вполне возможно, что с помощью тех же не вполне законных методов и крайне злобного характера. Фильм по-новому и почти в документальном духе исследует темный мир международного криминала (в знаменитой сцене дегустации героина использовался натуральный продукт), а также известен эпохальной автомобильно-пешей погоней.

Пять «Оскаров» и навсегда перепаханный жанр.

Военный фильм«Цельнометаллическая оболочка» (1987), Стэнли Кубрик

По понятным причинам почти все военные фильмы имеют документальную основу. По понятным причинам большинство из них очень далеки от реальности. И дело не только в приукрашивании истории или плохой адаптации.

Просто войну более или менее невозможно описать, сколько пиротехники ни взорви. Поэтому же ближе всего к реальности обычно самые странные фильмы — от наших «Иди и смотри» и «Мир входящему» до их «Высоты „Гамбургер“» и «Морпехов».

Фильм, названный в честь оболочечных пуль (то есть более «гуманных» боеприпасов, предписанных армиям Гаагской конвенцией), основан на полубиографической книге реального ветерана Вьетнама — непокорного, яростного и эксцентричного Густава Хэсфорда. Тот самый рядовой Шутник — это он. Фильм отражает всю специфику той войны — от направленной ломки призывников (придуманной как раз после неудач в Корее) до чудовищной бессмыслицы реального боя, где все же нет ничего важнее, чем выгрызть у смерти товарища и победить… за родину, за Микки Мауса.

Фантастика«Аполлон 13» (1995), Рон Ховард

Фантастику как бы по реальным событиям снимать сложно, но можно. Это может быть фантазия на тему теорий заговора («Огонь в небе», «Филадельфийский эксперимент» и почти все X-Files), мечта об успехе реальной программы поиска инопланетян SETI («Контакт») или просто вампука про мифологических хакеров («Хакеры», снятые под впечатлением от реальных успехов телефонных хакеров 80-х).

«Аполлон 13» — фантастика не потому, что американцы наврали про Луну, а потому, что твердой sci-fi как раз не хватает такого сочетания реализма и сентиментальности. Если истории про космос пишут и снимают, как про море, то эта говорит о самом важном моряцком качестве — расчетливой и хладнокровной отваге. Команда экспедиции «Аполлон 13» действительно потеряла весь кислород и электропитание в начале полета из-за взрыва на борту.

Набившись в посадочный модуль, будучи почти без воды, еды и тепла, астронавты проявили чудеса изобретательности, обогнули Луну и через четыре дня вернулись на Землю. За сентиментальность отвечают Хэнкс, Синиз и Бейкон (каждый в наилучшей форме), а также ветеран космических войск Билл Пэкстон («Чужие»).

Музыкальная комедия или мюзиклЗвуки музыки (1965), Роберт Уайз

Удивительная смесь самого нереалистичного жанра и судеб реальных людей. Когда Бродвей еще был сильнее Голливуда, принцип «теперь о тебе снимут фильм» действовал точно так же: в оперетту с танцами превращалось все, до чего дотягивались руки продюсеров.

Если бы нужно было назвать самый умильный и неправдоподобный сюжет фильма про Вторую мировую, то диснеевские «Звуки музыки» взяли бы первое место. От сценария из-за его приторности отказались по меньшей мере один режиссер и четыре звезды. Тем не менее фильм и мюзикл основаны на судьбе настоящей семьи фон Трапп.

Реальность была чуть грустнее: барон фон Трапп потерял все деньги, и его юная жена Мария (действительно монашка, нанятая к детям, хотя к тому времени они уже были женаты 10 лет) вопреки стыду аристократа убедила десятерых детей петь ради заработка. Зато фон Трапп и правда был ветераном-подводником (11 потопленных судов), отказался служить нацистам и сбежал, а негативное мнение о нацизме составил, наблюдая за хамским поведением самого Гитлера в ресторане.

Сатирическая комедия с реальной речью

«Пока ночь не разлучит» (2012), Борис Хлебников

Диалоги, которые звучат как реальная речь — прихотливая, нелогичная, живая, — используются в театре и кино давно. Именно ими прославился легендарный сценарист Дэвид Мэмет («Почтальон всегда звонит дважды», «Гленгарри Глен Росс», «Вердикт», «Хвост виляет собакой», «Ронин» и т. д.). Но запись реальной речи в фильмах (в отличие от документального театра) используют пока очень редко.

Дорогой московский ресторан принимает обычных гостей: артистов, олигархов, жен и любовниц, золотую молодежь. Тем временем на кухне бурлит реальная жизнь с любовью, опасностями и противостоянием. Добром все это не кончится.

Занятный эксперимент одного из главных режиссеров нулевых — Бориса Хлебникова, осуществленный им вместе со сценаристом Александром Родионовым («Все умрут, а я останусь», «Живи и помни», «Сказка про темноту»). К неожиданно откровенным диалогам из материала в журнале «Большой город» добавились собственные наблюдения авторов на кухне другого ресторана.

В результате точеные фразы, которые могли придумать лишь настоящие люди в настоящих ситуациях, воспроизводят представители московского бомонда. Схема сколь сложная, столь и логичная.

Еще четыре интересных факта о фильмах, основанных на реальных событиях.

  • «В ад и назад» (1955)

В фильме о солдате-герое Оди Мёрфи, коротышке с мальчишеской улыбкой Гагарина, который еле пробился в армию и стал самым награжденным солдатом армии США, главную роль сыграл сам Оди Мёрфи. Часть его подвигов пришлось даже приглушить ради убедительности.

  • «Крутые виражи» (1993)

Фильм, известный по той же причине, по которой прославились его герои. Это команда Ямайки по бобслею. Реальные спортсмены с жаркого острова добились даже лучших результатов, чем киношные.

До 2000 года они порой показывали неожиданно сильные результаты, обходя, скажем, Россию.

  • «Распутин и императрица» (1932)

Напыщенную мелодраму о последнем российском монархе сняли по горячим следам в 1932-м. Оскорбленная княгиня Юсупова, чье изнасилование Распутиным подразумевалось в фильме, подала иск на MGM и выиграла почти полмиллиона тогдашних долларов.

  • «Эд Вуд» (1994)

В биографии «худшего режиссера в истории» Мартин Ландау, когда-то преподававший Джеку Николсону, изобразил вышедшую в тираж звезду немого кино Белу Лугоши. Однако его карьера, наоборот, расцвела именно в пожилом возрасте («Такер: Человек и его мечта» Копполы в 60 лет). За роль Лугоши он получил «Оскар», «Золотой глобус» и «Сатурн».

Конечно, за пределами статьи остались десятки достойных фильмов. Дополняйте нас в комментариях!

Автор Аюр Санданов

Заклятие 2. ПРАВДА или ВЫМЫСЕЛ?


Релевантные статьи:

Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.