Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Прокат рассудит: «хороший мальчик» получил пятерку с минусом

Прокат рассудит: «хороший мальчик» получил пятерку с минусом

Советская Академия РашморУ Коли Смирнова (обладатель не по годам взрослого взгляда Семен Трескунов) обычная семья. Папа — ученый-неудачник в старомодных очках и спортивном костюме (Константин Хабенский), мама — тихий замученный бухгалтер (Ирина Денисова). Еще есть недалекий старший брат (Андрей Карасевич).

В школе, где учится Коля, готовится праздничное мероприятие, но вместо задорного хип-хопа завуч (Татьяна Догилева) заставляет старшеклассников танцевать унылую польку.

Да, у Коли проблемы с английским, которые берется решить красивая молодая учительница Алиса Денисовна (Иева Андреевайте). Простой визит к ней домой за дисками с заданием запускает цепочку событий, благодаря которым Коля сближается с директором Дроновым (Михаил Ефремов), завоевывает самую классную девочку в школе, дочку того самого директора (Анастасия Богатырева), неожиданно становится соперником учителя информатики Станислава Ильича (Александр Паль) и, наконец, ссорится и вновь мирится с отцом.

Прокат рассудит: «хороший мальчик» получил пятерку с минусом

«Хороший мальчик»

«Вы очень странные, и я вас не понимаю, но я все равно вас люблю», — говорит неожиданно для себя Коля в финальной сцене на школьном празднике. За неделю он узнает, что поступать правильно и честно в мире взрослых не так просто. Тем не менее ему удается изменить жизнь окружающих его людей к лучшему.

Критики полюбили фильм Оксаны Карас за искреннюю интонацию, визуальный стиль и узнаваемые мотивы из советского кино, возрождающие жанр комедии взросления. Критик Ярослав Забалуев описал этот микс как кино на стыке «фабульной структуры „Академии Рашмор“ Уэса Андерсона» и атмосферы «Курьера» Карена Шахназарова, отмечая, что «сочетание этих двух миров дало искомый результат — с необходимой мерой художественной условности, но стопроцентно узнаваемый».

Сравнения с советским кино звучат едва ли не в каждой рецензии: «это такое российское кино, которого не было очень давно, едва ли не с советских времен» (Катя Загвоздкина, «Интерфакс»); «Москва, которая поначалу кажется вовсе и не Москвой, а каким-то советским прибрежным городом» (Наиля Гольман, «Афиша Daily»). О мимикрии под «идеальный космос имени Петрова и Васечкина» пишет в «Искусстве кино» Вероника Хлебникова.

«Хороший мальчик»

Для старшего поколения этот «идеальный космос» вызывает ностальгию и безошибочно узнаваем, для детско-подростковой аудитории к нему прибавляются танцевальные номера, шутки про дэнсхолл и вечные темы, понятные любому школьнику: первая влюбленность, сложные отношения с родителями, непонимание мира взрослых. Было ужасно любопытно, сработает ли эта схема для отечественной аудитории, особенно против «Доктора Стрэнджа» и «Прибытия».Бесполезный триумфМихаил Местецкий написал «Осенний марафон» для детей (так сам автор называет «Хорошего мальчика») вместе с Романом Кантором в 2010 году и собирался стать его режиссером. Однако в какой-то момент сосредоточился на «Тряпичном союзе», а Оксана Карас, работавшая вместе с продюсером Василием Соловьевым над сценарием «Хорошего мальчика», заняла кресло постановщика.

Процесс рождения «Мальчика» был непростым. Карас, по ее собственным словам, представляла историю как авторское кино, в котором большую роль играли внутренняя жизнь Коли Смирнова и его сны. Но на стадии монтажа продюсеры решили, что эта линия напугает зрителя, и предложили совершенно другое видение картины, с которым режиссеру пришлось согласиться.

В итоге на «Кинотавр» и к зрителю отправился продюсерский вариант — бойкое, динамичное, но избавленное от сильных авторских интонаций кино.

Продюсеры же изначально выбрали для фильма о взрослении школьника достаточно провокационный ки-арт. На первой версии афиши «Хорошего мальчика» голова Коли Смирнова прислонялась к девичьей груди в белой майке. Это изображение могло навести потенциального зрителя на мысли об «очередной пошлой российской комедии».

Во время «Кинотавра» после теплого приема фильма гостями фестиваля стало известно, что прокатом фильма будет заниматься Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing (WDSSPR). Тогда же сменилось направление рекламной кампании. Финальным постером стал яркий, нарочито семейный коллаж, представляющий отношения Коли с другими героями — учительницей английского, директором школы, отцом, дочкой директора.

«Хороший мальчик»

«Кинотавр» завершился для «Хорошего мальчика» триумфом. Картина получила главную награду от жюри и приз зрительских симпатий, однако эти премии редко оказывают серьезное влияние на результаты проката. Так, «Про любовь» Анны Меликян, завоевавший главный приз фестиваля и получивший отличную критику в 2015 году, собрал около 55 миллионов рублей на 655 копиях.

А «14+» — другая история взросления, которая получила не только первое место в зрительском голосовании «Кинотавра», но и шумиху благодаря нападкам защитников нравственности — скромные 11 миллионов рублей на 300 копиях. Зритель готов смотреть подобное кино, но дома и бесплатно, а не в кинотеатре. Если в кино «14+» посмотрело немногим больше 50 тысяч зрителей, то выложенный в сети в официальном аккаунте студии «Сентябрь» фильм набрал более 5 миллионов просмотров.

«Мы изучали нашу аудиторию, — рассказал КиноПоиску продюсер Василий Соловьев. — Делали тестовые показы с социологами и аналитиками, а уже с готовым фильмом — после «Кинотавра» вместе с прокатчиком. Пытались почувствовать зрителя. Получалось, что у нас два ядра.

Во-первых, более взрослая аудитория. Та, которая способна оценить сценарий, актерскую игру, посмотреть на историю с высоты прожитых лет, вспомнить аналогии советского кинематографа. Как в фильме „14+“, который оказался менее молодежным, а как раз ностальгирующим и очень нравился таким, как я».

У продюсеров было и второе ядро — аудитория от 12 до 18 лет (детей младше на тесты не приглашали). «Удивительно, но ребят зацепил „Хороший мальчик“, — заметил Соловьев. — Это было понятно и на просмотрах, это подтвердилось и в социальных сетях. Им интересен Трескунов, им, как ни сомневались в этом раньше прокатчики и аналитики, интересна школьная жизнь. Пусть она у нас не совсем реальная, но подростки с интересом на нее среагировали, прикалывались над поведением главного героя, его вызовом взрослым, забавными учителями».

Нереальность этой словно застрявшей в 1980-х школы отмечали и многие критики, однако ее легко объяснить: создатели ориентировались на собственное детство и воспоминания о нем.

На съемках «Хорошего мальчика»

Соловьев рассказывает, что зрители третьей категории, одной из наиболее активных для кинотеатров (от 20 до 30 лет), проявили себя «наиболее критически настроенными, эдакими ханжами, возмущенными любыми провокационными сюжетами в нашем фильме — увлечение учительницей, случайное попадание в подпольное казино, приставание к девочке». «В социальных сетях это отражается примерно в тех же возрастных пропорциях. Это поколение конца 1990-х и начала 2000-х для нас оказалось темным лесом.

Странно. Так что попадание есть, и исследования не прошли даром», — отмечает продюсер.Кино про школьников в широком прокатеВ первый уик-энд «Хороший мальчик» заработал 36,3 млн рублей. Результат оказался выше, чем у «Про любовь».

На момент публикации по итогам недели проката «Хороший мальчик» заработал более 46 млн рублей, удержав до старта новых релизов пятую строчку в списке лидеров бокс-офиса.

«Бурная реакция зрителей на фестивалях и тестовых показах вселила в нас уверенность, что и сборы будут такими же неистовыми с первого дня, — поделился с КиноПоиском Василий Соловьев. — Но то ли мы были слишком аккуратными в позиционировании фильма, то ли свое дело сыграли прошедшие праздники и отвратная погода в Москве (а это все-таки наш основной плацдарм), но первый день был настолько ужасным, что серьезно подпортил и настроение, и планы. Однако дальнейший рост вернул веру в себя и позволил даже установить какие-то локальные рекорды.

Приятно, когда фильм растет в воскресенье относительно субботы. Очевидно, что это работает исключительно сарафан».

Для победителя «Кинотавра» фильм Оксаны Карас вышел невероятно широким прокатом — 802 копии. У драмы Александра Велединского «Географ глобус пропил» с тем же Хабенским было 500 копий и 138 миллионов итоговых сборов. Василий Соловьев говорит, что сам не рассчитывал больше чем на 500 копий.

Три года назад, когда он только собирался запускать проект в производство, его идея не вызывала у прокатчиков энтузиазма. «Было мнение, что кино про школьников — кино без аудитории в кинотеатрах», — говорит продюсер.

«Хороший мальчик»

Незадолго до выхода «Хорошего мальчика» в прокат создатели фильма запустили благотворительный флешмоб. В октябре Семен Трескунов призвал интернет-аудиторию чистить зубы, выкладывая фото или видео этого процесса в социальные сети с соответствующим хештегом, а компания — производитель зубной пасты пообещала переводить 10 рублей за каждый новый пост в Фонд Константина Хабенского.

В этом флешмобе даже использовали прием «Райан Гослинг не ест хлопья», заставляя героев Константина Хабенского отказываться от зубной щетки. Итогом станет не только перечисление средств в фонд. Если к 18 декабря в акции примут участие 100 тысяч человек, Константин Хабенский появится в передаче «Вечерний Ургант» на Первом канале и почистит зубы перед всей страной. Акция хоть и не стала столь же масштабной, как Ice Bucket Challenge, все же привлекла внимание.

В ней начали принимать участие актеры (например, одним из первых выступил Александр Ревва) и популярные блогеры.

На благотворительную акцию, совмещенную с раскруткой фильма, далеко не все отреагировали положительно, а кто-то даже обвинял создателей картины в цинизме. «Мы знали, что взаимодействие с Фондом Хабенского — это очень спорный маркетинг, — говорит Василий Соловьев. — Как сказал бы маркетолог проката, бьющий не совсем в ту цель, в которую надо. Но нам эта цель тоже была важна. Мы хотели довести до конца начатое с компанией SPLAT и Хабенским.

Мы не хотели сидеть на месте и старались использовать каждую возможность дойти до зрителя. Нам, может, не хватило собственного масштаба. Но именно сейчас я ощутил, что мышление нашей команды может позволить нам добиться любых результатов, если мы будем играть по-крупному».

На съемках «Хорошего мальчика»

Все как будто из 1980-х

Оксана Карас намеренно придавала изображению ретрофлер. Ностальгическую цветовую гамму, широкоэкранное изображение и восьмидесятнические костюмы тепло приняли критики и зрители старшего возраста. Однако современная аудитория кино увидела в этом не только плюс.

#хорошиймальчик это типа когда все одеты будто в 80ых,но на самом деле это уже 21 век.

— Katrin (@KATRINsuperG) November 13, 2016

Другие пользователи отмечают сходство с классическими советскими лентами о подростках.

Сегодня в прокате стартует фильм #Хорошиймальчик. Вчера посмотрел его на предпремьере в Твери. Мальчик чем-то похож на мой любимый «Курьер» pic.twitter.com/AkD1F1SwXx

— Sergey Pershin (@persshin) November 10, 2016

Пользователи сетей Twitter, Facebook и «ВКонтакте» называют картину доброй, смешной, легкой, теплой, мудрой, в нужной степени наивной, хвалят юмор, диалоги и актерский состав, рекомендуют к просмотру. Претензии у некоторых пользователей вызвали отдельные персонажи (например, безвольная мама Коли), а также возрастной рейтинг 12+. Отдельные комментаторы считают, что лента вполне заслуживает все 18+.

У редких пользователей есть вопросы к сюжету и финалу картины: «Начало меня очень порадовало, середина была интересной, а конец откровенно завалили.Однако если забыть это недоразумение, то все очень даже ничего: актеры играют, сюжет развивается, шутки шутятся. Но мне кажется, что фильм перехваливают. Не больше 7/10», — пишет Маша Кнышева.

На КиноПоиске картину на данный момент оценили более 1450 человек, поставив фильму в среднем 7,26 балла. У ленты 16 положительных рецензий и ни одной негативной.

«Так как мы очень тщательно ведем соцсети фильма, то видим разную реакцию. И это тоже здорово. Впрочем, в процентном соотношении положительных отзывов в разы больше. Я бы сказал, 80—85 % в сплошном позитиве, 10 % — на нейтральной аналитике наших ошибок, 5—10 % резко негативно реагируют.

Это, наверное, нормально. Мне трудно судить, я в первый раз имею дело с таким широким прокатом. В любом случае в плане отзывов, как продюсер, я просто счастлив. Собственные ошибки (провисание некоторых линий, пропадание некоторых персонажей, затянутые сцены, которые чаще всего невозможно оживить, так как они однокадровые, некоторые сценарные тупики) и опасные места в фильме мы и так осознавали.

Самое главное, что удалось передать общий позитивный настрой и сделать кино, которое не похоже на другое», — подытоживает Соловьев.

Автор Дарико Цулая

Коллекторы. СЛАБОНЕРВНЫМ НЕ СМОТРЕТЬ!!!


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.