Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Прокат рассудит: «землетрясение» вызвало потоп зрительских слез

Прокат рассудит: «землетрясение» вызвало потоп зрительских слез

От фильма-катастрофы к драме«Землетрясение» — совместный проект студий «Марс Медиа» Рубена Дишдишяна и «Большое кино» Сарика и Гевонда Андреасянов. Ленинаканское (Спитакское) землетрясение произошло утром 7 декабря 1988 года на северо-западе Армении. От мощных толчков магнитудой около 9—10 баллов пострадало более 300 населенных пунктов, а город Спитак, оказавшийся в эпицентре катастрофы, был разрушен до основания.

Погибло по меньшей мере 25 тысяч человек, более 500 тысяч остались без крыши над головой. Одним из наиболее пострадавших городов был Ленинакан (сейчас Гюмри), где и разворачивается сюжет фильма.

Когда продюсер Рубен Дишдишян рассказывал КиноПоиску о проекте, он отмечал, что картина должна сочетать «человеческую драму и фильм-катастрофу, это зрительское, жанровое и очень эмоциональное кино». Однако постепенно позиционирование «Землетрясения» стало иным: зрителям предлагали в первую очередь драму и серьезную человеческую историю, а не экшен и спецэффекты.

Переход произошел после просмотра смонтированной картины. «У нас был выбор, — говорит Рубен Дишдишян. — Или обмануть зрителя, или играть по-честному, по правилам и никого не расстраивать. Мы понимали, что, сколько бы к нам ни пришло в первый уик-энд, это количество только приумножится за счет хорошего сарафана, потому что верили в качество картины. Мы не стали педалировать экшен, хотя он там есть, семь с половиной минут длится.

Но если бы мы продавали только его, а экшен на 18-й минуте заканчивается, то люди были бы разочарованы».

Прокат рассудит: «землетрясение» вызвало потоп зрительских слез

Кадр из фильма «Землетрясение» / Фото: Кинокомпания «Марс Медиа»

Создатели картины провели четыре тестовых просмотра, и после каждого из них лента отправлялась на досъемку и доработку, причем изменения касались и монтажа, и озвучания. Однако зрителей просили оценить не только эмоциональное впечатление, но и историческую достоверность, правдоподобность ленты. Для этого в просмотрах участвовали не только зрители разных возрастных категорий, но и люди, ставшие очевидцами землетрясения, в том числе жители современного Гюмри, где прошел один из предпремьерных показов.

«Фильм был готов только в начале октября, хотя с мая мы уже показывали его версии фокус-группам. Изменения были содержательного характера: это было, этого не было, здесь вы вот это недоговорили. Нам было важно, чтобы люди, которые действительно в декабре 1988-го находились под обломками, не обвинили нас в искажении фактов. Мы восстанавливали все по документальным фотографиям, которых у нас было более 200.

Режиссер буквально оживлял эти фотографии. Изменения были мелкими, но важными нюансами. Например, нам сказали: вы забыли упомянуть, что город Спитак полностью исчез. Нам также напомнили, что первые добровольцы из Еревана встали в пробке и не могли быстро добраться до места трагедии.

Им пришлось 100 километров идти пешком. Все это мы доснимали и доделывали», — рассказал КиноПоиску продюсер.

Кинотеатры охотно берут в прокат комедии и военные драмы отечественного производства, однако подобную картину продюсеры им предлагали впервые. Тем не менее прокатчику «Каропрокат» удалось расписать 1100 копий в России, Казахстане и Беларуси.

«Маркетингом фильма занимался Гевонд Андреасян, у которого хороший опыт работы с кинотеатрами. Не было ни разу, чтобы, выходя на сцену кинорынка, он обещал что-то, и это потом не случалось. Когда Гевонд представлял кинотеатрам „Землетрясение“, его ожидания составляли до 300 млн рублей кассовых сборов. Соответствующим образом в „Каро“ и расписали фильм.

Никто изначально не говорил, что „Землетрясение“ — это кассовый блокбастер. При этом кинотеатры понимали, что картина не о какой-то специфической армянской истории, а об общей для всех трагедии», — делится продюсер.

Кадр из фильма «Землетрясение» / Фото: Кинокомпания «Марс Медиа»

Блокбастер для южных регионовЗадачей прокатчика и продюсеров было привлечение в кинотеатры самой разной аудитории, учитывая при этом, что фильм нацелен скорее на более взрослых зрителей.

«Молодежь мы привлекали с помощью звезд интернета, известных в соцсетях и имеющих много подписчиков. Людей бизнеса, офисных работников — с помощью спецпроектов на новостных и развлекательных порталах. К старшей аудитории обращались через телерекламу, в которой напоминали о трагедии и об общей боли, пережитой тогда всеми советскими людьми», — рассказывает Рубен Дишдишян.

Продюсер отмечает, что на проходящем в эти дни кинорынке к создателям картины подходили представители кинотеатров и говорили, что в залах было много молодых зрителей.

Бюджет на маркетинг составил 54 млн рублей, что, по словам представителей студий-производителей, в разы меньше, чем у «Ледокола» или «Дуэлянта». Продюсеры отмечают, что многие партнеры соглашались давать рекламу на своих площадках бесплатно, позволив сэкономить таким образом около 15 млн рублей. Наружную рекламу сознательно выбрали на цифровых экранах, так как в темное время суток, а темнеет сейчас очень рано, заметить постер на иных носителях (без дополнительного освещения) было бы сложно.

Рубен Дишдишян / Фото: Ирина Данилова, «Марс Медиа»

Большой спецпроект создатели «Землетрясения» разместили в сети «Одноклассники», где на странице фильма трейлер посмотрели более 7 миллионов человек. С социальными сетями была связана значительная часть маркетинговой активности накануне релиза. Люди, в дни после землетрясения познакомившиеся в Ленинакане и потерявшие с тех пор связь, искали друг друга через интернет и находили.

Разносторонняя кампания распространилась даже на фигурное катание. Так, Евгений Плющенко включил в свое ледовое шоу номер под музыку из «Землетрясения», а ролик с его выступлением выложили в сеть.

Отдельным информационным поводом стала история с выдвижением «Землетрясения» в качестве кандидата от Армении на премию Американской киноакадемии в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Картину в список принятых кандидатов не взяли, мотивировав это тем, что в составе съемочной группы слишком много российских граждан (от России на «Оскар» отправили «Рай» Кончаловского). Зато драма Андреасяна попала в лонг-лист номинантов на премию «Золотой глобус» в той же категории.

За уик-энд «Землетрясение» собрало 97,5 миллиона в СНГ и странах Балтии и почти 85 млн рублей в России, оказавшись на четвертой строчке лидеров проката после «Моаны», не сдающих позиции «Фантастических тварей» и мелодрамы «Союзники». Эти цифры, пусть и недостаточные для окупаемости фильма, устраивают продюсеров, довольных, что после скромных затрат на рекламу люди пошли на фильм. В некоторых регионах «Землетрясение» и вовсе заняло вторую строчку.

«В южных регионах мы иногда и „Моану“ обгоняли. Этому есть объяснение. В таких городах, как Краснодар, Ставрополь, Пятигорск, Ростов-на-Дону, армяне — это вторая по численности национальность. В этих регионах фильм идет так, что на 3—4 сеанса вперед проданы все билеты. На севере все спокойнее, в мегаполисах тоже (из-за количества кинотеатров).

А вот для юга „Землетрясение“ сработало по кассовым сборам как блокбастер», — комментирует Рубен Дишдишян.98 % положительного сарафана и ложка дегтя от критиков«Бюллетень кинопрокатчика» подсчитал, что по итогам уик-энда у «Землетрясения» 98 % положительных отзывов в социальных сетях и на сайтах кинотеатров. Большинство интернет-пользователей отмечают, что картина «тяжелая», «эмоциональная», вызывает слезы «даже у мужчин». Многие советуют запастись носовыми платками — не расплакаться, пишут зрители, будет сложно.

Давно так не плакала в кино #землетрясение

— sasha (@alekcanqpa) December 6, 2016

На КиноПоиске в рецензиях пользователей тоже преобладают слова об эмоциональном воздействии картины. «„Землетрясение“ вышло хоть и немного неровным, но все же добротно сделанным фильмом. Лента не удивит вас захватывающей историей или глубокими персонажами, но сможет оставить эмоции после просмотра, что, пожалуй, очень важно», — пишет VladKonshin. На момент публикации статьи у фильма 80 % положительных рецензий.

никогда!я еще не плакала так сильно над фильмом весь зал просто ревел у меня нет слов, тупо эмоции шикарная работа#землетрясение

— шейлин  (@_make_me_strong) December 3, 2016

В негативных рецензиях пользователи отмечают такие недостатки, как «театральность происходящего», «картонная игра актеров», «нехватка реалистичности во всем, отсутствие масштаба, слабый и разрозненный сценарий». «Центральная история, которая должна была наиболее ярко пройти через фильм, оказалась высосанной из пальца фальшивкой. История с плохишами, которые наживаются на чужом горе, и вовсе оборвалась, не успев начаться», — пишет пользователь Junior Sergeant.

Критики, в отличие от обычных посетителей кинотеатров, отреагировали по-разному, однако почти все отметили воздействие картины на публику. «„Землетрясение“ — фильм-память, к которому странно предъявлять художественные претензии. Он красиво снят, а сентиментальный дудук, звучащий за кадром, и появляющиеся в кадре часы с городской площади — дело вкуса.

Андреасян сознательно добивался такого уровня реализма, и цель достигнута: на тестовых просмотрах люди плакали и устраивали стоячие овации. Интересно то, насколько вообще российский зритель способен на восприятие отечественного кино, напоминающего, что в нашей истории хватает трагических событий и помимо Великой Отечественной войны», — пишет Ярослав Забалуев в рецензии для The Hollywood Reporter.

Кадр из фильма «Землетрясение» / Фото: Кинокомпания «Марс Медиа»

В «Российской газете» Алексей Литовченко более резок в своих оценках: «Если попытаться в двух словах описать „Землетрясение“, то это будут слова „эксплуатация“ и „манипуляция“. Эксплуатируется трагедия, произошедшая в декабре 1988 года в Армении, с тем чтобы заставить всех плакать путем нехитрых, но действенных манипуляций».

«Большая часть картины представляет собой набор кульминационных моментов. Кадр за кадром на смену одной сверхдраматичной сцене приходит другая, пока в одном углу съемочной площадки умирают, в другом появляются на свет. Ход, безусловно, нарушающий все композиционные законы, но беспроигрышный с точки зрения воздействия на публику — не только армянскую, для которой то землетрясение — незажившая рана, но и на любую другую», — пишет Наталия Григорьева на kino-teatr.ru.

Григорьева же отмечает, что наиболее сильное впечатление производят финальные титры, когда зрителям предлагают сравнить кадры документальной хроники и кадры из фильма, чтобы те убедились в реальности восстановленных событий и тщательной работе по реконструкции мельчайших деталей. Кстати, обилие хроникальных материалов и свидетельств очевидцев позволило создателям «Землетрясения» параллельно снять документальный фильм, который будет в пакете с игровой лентой продан для показа на одном из телеканалов.

Кадр из фильма «Землетрясение» / Фото: Кинокомпания «Марс Медиа»

Надежды на второй уик-энд

7 декабря исполняется 28 лет трагическим событиям, и продюсеры уверены, что положительный сарафан приведет в кинотеатры новую аудиторию, в том числе старшего возраста. К тому же крупных релизов, способных отобрать у «Землетрясения» сеансы, не предвидится. «Надеемся, что дойдем до 250 млн рублей итоговых сборов — это важная для нас цифра. Мы специально вышли пораньше, чтобы к 7 декабря собрать отзывы, и 7-го у нас должно открыться второе дыхание.

Кинотеатры тоже ждут во второй уик-энд более взрослую аудиторию, которая ходит в кино только по большой рекомендации. Эти рекомендации у нас уже есть», — прогнозирует продюсер.

Судьба картины не ограничится прокатом в СНГ. У «Землетрясения» идут продажи на международных рынках. Так, права на картину приобрели Германия, Япония, Индия, Индонезия, Перу, Колумбия, Эквадор, Малайзия, Вьетнам, Тайвань, Боливия и Южная Корея. «Мы бы очень хотели, чтобы наше кино увидело как можно больше зрителей за пределами России», — говорят создатели ленты.

Автор Дарико Цулая

Цунами в Японии 2011г. Землятресения и цунами в Японии 2011г. Erdbeben und Tsunami in Japan 2011


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.