Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Прощай, друг: приятельские фильмы о полиции

Прощай, друг: приятельские фильмы о полиции

4 июля в российском прокате стартует комедия с Сандрой Буллок и Мелиссой МакКарти «Копы в юбках», иронизирующая над штампами полицейских боевиков о напарниках. Режиссером фильма стал Пол Фиг, чьей предыдущей работой был хит «Девичник в Вегасе».

КиноПоиск вспоминает восемь отличных полицейских бадди-муви, часть из которых помогла выстроить эту жанровую ветвь, а также предлагает к каждому из пунктов альтернативные варианты для просмотра.

1) «БЕЗДОМНЫЙ ПЕС» (1949)

Грандиозная криминальная драма Акиры Куросавы, в равной степени пронизанная поэзией и социальной риторикой. «Бездомный пес» сформулировал на десятилетия вперед все основные сюжетные постулаты полицейских лент. Неопытный следователь Мураками (Тосиро Мифунэ), возвращаясь со стрельбища, едет в трамвае, где царит ужасная давка и витает смрад дешевых духов. На выходе он обнаруживает пропажу своего кольта. Поздно опознав воришку, Мураками упускает его в токийских подворотнях.

Прощай, друг: приятельские фильмы о полиции

Восприняв произошедшее как вызов чести, новичок со всей прытью пускается в расследование, пока, благодаря новому владельцу оружия, пули, остававшиеся в табельном пистолете, попадают в очередную жертву. В поисках негодяя герою помогает опытный детектив Сато (Такаси Симура). Со свежими деталями биографии убийцы (участие в войне, кража вещей в поезде) Мураками узнает в преступнике собственные поколенческие черты, только подчиненные злой воле.

Похожие фильмы«Новичок» (1990) Последний масштабный боевик, снятый Клинтом Иствудом. После этого мастер в основном переключился на неторопливые драмы, где выясняют отношения чаще при помощи слов, а не пуль. Вместе с молодым напарником (Чарли Шин) его герой пытается поймать крупного дельца Строма (Рауль Хулиа), связанного с бизнесом по угону машин.

В наличии сцена с переворачивающимся автовозом, столкновение с самолетом и мощный взрыв, которого герои избегают, вылетев на угнанном авто из складского окна. «Семь» (1995) Важный триллер 1990-х годов, сделавший из бывшего клипмейкера Дэвида Финчера передового голливудского постановщика. Старый (Морган Фриман) и молодой (Брэд Питт) детективы рыщут по абстрактному мегаполису в поисках маньяка, убивающего своих жертв в соответствии с перечнем смертных грехов.

2) «ОБЛАВА» (1951—2003)

Главный криминальный сериал 1950-х, придуманный Джеком Уэббом, позднее обновленный в 1960-е и впоследствии возрождавшийся еще несколько раз, в том числе в начале 2000-х с Эдом О’Нилом (ведущий актер ситкомов «Женаты с детьми» и «Американская семейка») в главной роли. Захватывающая, подробная детективная сага, заложившая многие штампы полицейских фильмов настоящего (да и знаменитую заставку с офицерским значком, кажется, кто только не пародировал).

В 1980-е на комическом небосклоне сияли бывшие звезды скетч-шоу «Субботним вечером в прямом эфире», часть из которых пыталась переосмыслить ту классику, на которой выросла за пару десятков лет до того. Так, Стив Мартин и Билл Мюррей поучаствовали в музыкальной версии «Маленького магазинчика ужасов» Роджера Кормана, а канадец Дэн Эйкройд написал сценарий и сыграл в «Сетях зла» — киноверсии «Облавы», только выполненной в несколько более шутливой манере, чем оригинал.

Похожие сериалы«Улицы Сан-Франциско» (1972—1977) Образцовый детективный сериал, сделавший звездой Майкла Дугласа, до того более успешного на продюсерском поприще и во второплановых ролях. «Старски и Хатч» (1974—1979) Эта телеэпопея о друзьях-полицейских запомнилась зрителям несерьезностью и большим вниманием к моде. Главные герои рассекали на роскошном красном «Гран Торино», а их информатор Хагги Бир выделялся безукоризненным подходом к своему внешнему виду (играл его актер блэксплотейшнов Антонио Фаргас, кстати, в жизни тоже способный похвастаться завидным чувством стиля).

В 2004-м вышел юморной ремейк Тодда Филлипса, где главные роли исполняли Бен Стиллер и Оуэн Уилсон. «Кегни и Лейси» (1981—1988) Довольно продолжительный сериал, где в кои-то веки в роли напарников действовали женщины. Правда, «Кегни и Лейси» был слишком милым и традиционным по меркам других полицейских новелл, чтобы в дальнейшем всерьез конкурировать с «Полицией Майами» и другими похожими сюжетами. «Полиция Майами» (1984—1990) Расцвеченный неоновыми огнями, культовый телепроект о двух напарниках, ставший квинтэссенцией стиля 1980-х.

Продюсером здесь выступил Майкл Манн, впоследствии поставивший ремейк своего детища. Однако его дорогостоящую амбициозную и снятую цифровыми камерами киноверсию «Полиции Майами» ждал кассовый провал.

3) «СМЕЮЩИЙСЯ ПОЛИЦЕЙСКИЙ» (1973)

Автор хитовой тюремной драмы «Хладнокровный Люк» Стюарт Розенберг в 1973 году отличился незаслуженно забытой полицейской лентой, снятой по стопам «Французского связного». Основой для «Смеющегося полицейского» стал бестселлер, написанный шведским дуэтом Пером Валё и Май Шёвалль. Их книжная серия, рассказывающая об инспекторе Мартине Беке, чрезвычайно популярна в Европе, но на американской почве такой славы не добилась.

В фильме Розенберга главного героя зовут Джейк Мартин (воплощающий его Уолтер Мэттау в тот период своей карьеры решил сменить амплуа комедийного артиста и брался за серьезные криминальные картины), а действие перенесено из Стокгольма в Сан-Франциско. Напарник детектива гибнет во время стрельбы, устроенной неизвестным в автобусе. Тот факт, что полисмен находился там вне службы и явно в момент слежки за одним из пассажиров, подсказывает Мартину дальнейший вектор расследования, которое он ведет вместе с не сильно приятным, но старательным инспектором Лео Ларсеном (Брюс Дерн).

Похожие фильмы«Французский связной» (1971) Главный американский криминальный триллер 1970-х, полностью видоизменивший кинематографический ландшафт десятилетия и своим успехом на очередной оскаровской церемонии утвердивший пришествие новой формации режиссеров, внесшей огромный вклад в мировую культуру. «Место встречи изменить нельзя» (1979) Знаковый милицейский мини-сериал по роману братьев Вайнеров, заслуженно ставший крупным отечественным культурным феноменом.

4) «ЖЕСТОКИЙ РИМ» (1975)

Успех «Грязного Гарри» и «Французского связного» итальянский кинематограф ринулся осмыслять особенно рьяно, зародив целый национальный поджанр фильмов, где смелые (и часто усатые) комиссары полиции сражались с местным криминалитетом. Детектив «Жестокий Рим» выгодно отличается от многих своих сородичей изобилием экшн-сцен и весьма впечатляющей погоней, разворачивающейся прямо на столичных улицах.

Зрителю предстоит наблюдать за рисковым комиссаром Бетти, преследующим банду, в последние месяцы активно развернувшую свою деятельность. В помощниках у него полицейский, славящийся своим талантом работы под прикрытием. Но ретивость Бетти приведет к тому, что его молодой коллега станет инвалидом, а сам он вынужден будет уйти со службы.

Однако бывшему герою полиции поступает увлекательное предложение, сулящее зарплату и продолжение борьбы с преступностью, только отныне не на столь формальном уровне, что развязывает руки по отношению к грубым методам воздействия на уголовников.

Похожие фильмы«Прощай, полицейский» (1975) Замечательная остросюжетная картина, поставленная по сценарию Франсиса Вебера (адаптировавшего для этого роман Рафа Валле), с Лино Вентурой в роли маститого следователя и Патриком Дэвером в образе его молодого напарника.

5) «48 ЧАСОВ» (1982)

В 1970-е Уолтер Хилл был довольно серьезным режиссером, стилистически угнездившимся между Сэмом Пекинпой и ранним Ридли Скоттом. «Тяжелые времена», «Водитель», «Южное гостеприимство», «Воины» — отличные и очень строгие по форме ленты, снятые им в те годы. С полицейской комедией «48 часов» постановщик вышел на территорию высоких кассовых сборов и ходовых жанровых историй, ставших основным его заработком в последующие десятилетия.

Тем не менее это все равно отличное кино, выведшее легкомысленные полицейские приятельские фильмы в фавориты студий. Правда, здесь напарниками вынужденно становятся детектив (Ник Нолти) и выпущенный им из тюрьмы на два дня вор Реджи (Эдди Мёрфи), способный привести следователя к беглому зэку Альберту Ганцу (Джеймс Римар). Восемь лет спустя Хилл попытался повторить свой триумф в сиквеле «Другие 48 часов».

Похожие фильмы«Фриби и Бин» (1974) Картина Ричарда Раша, когда-то снимавшего оппортунистские фильмы про хиппи и байкеров, а после влившегося в голливудскую студийную систему. Роли напарников здесь исполняют Джеймс Каан и Алан Аркин. «Напролом» (1991) Недооцененный боевик Джона Бэдэма. Голливудская звезда Ник Лэнг (Майкл Дж.

Фокс) планирует получше вжиться в очередную роль и устраивается на службу в полицейский участок, где его наставником назначают детектива Джона Мосса (Джеймс Вудс).

6) «БЕГИ БЕЗ ОГЛЯДКИ» (1986)

Питер Хайамс в 1975-м снял убедительный полицейский фильм «Еще один арест», зато куда больший успех ждал похожую его картину «Беги без оглядки». Это сделанный на волне удачи «Полицейского из Беверли-Хиллз», но вполне самодостаточный (и смешной) детектив, в первой своей трети демонстрирующий задумчивость криминальных лент 1970-х, чтобы затем смело перекрыть ее беспечностью боевиков 1980-х.

В припорошенном снегом Чикаго развернул свою деятельность крупный наркоделец Хулио Гонзалес (Джимми Смитс). По его следу идут напарники Дэнни Констанзо (Билли Кристал) и Рэй Хьюз (Грегори Хайнс), которым, похоже, неведомы страх и усталость. После поимки Гонзалеса друзей отправляют в вынужденный отпуск, где они вовсю вкушают плоды сладкой жизни, чтобы по возвращении узнать о том, что наркодилера отпустили под залог.

Именно одна из здешних сцен, когда герои едут на скутерах под палящим солнцем вместе со своими подругами, вдохновила сценаристку Кэти Дипполд на «Копов в юбке», решившую в своем тексте сделать гендерную перестановку, дабы женщины в полицейских бадди-муви наконец-то (после «Кегни и Лейси» все же прошло много лет) перестали быть куклами и сами управляли ситуацией.

Похожие фильмы«Полицейский из Беверли-Хиллз» (1984—1995) Разрабатывавшаяся под Сталлоне, но позднее отошедшая к Эдди Мёрфи, эта юморная детективная сага обрела феноменальную популярность, чей отклик можно наблюдать до сих пор. Не так давно франшизу попытались возродить в виде сериала. «Двойной КОПец» (2010) Единственная лента Кевина Смита, снятая не по его сценарию и впоследствии признанная провальной, хотя изначально потенциал данной комедии с Брюсом Уиллисом и Трэйси Морганом казался вполне приличным. Впрочем, удачные шутки тут присутствуют. «Час пик» (1998—2007) Комедийная трилогия Бретта Рэтнера, утвердившая Джеки Чана в США в качестве звезды первого класса.

7) «СМЕРТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ» (1987—1998)

Колосс полицейского приятельского кино и одна из наиболее популярных франшиз своего времени. «Смертельное оружие» придумал 23-летний Шейн Блэк, впоследствии ставший самым высокооплачиваемым сценаристом первой половины 1990-х, а для нового поколения уверенно заявивший о себе как режиссер (благодаря совместным лентам с Робертом Дауни-младшим). Для «Смертельного оружия» Блэк понадергал все что мог из любимых классических криминальных лент (сцена с самоубийцей на крыше вообще повторяет эпизод из «Грязного Гарри»), но преобразовал стереотипы в невероятно увлекательное, смешное и сбалансированное зрелище, поставленное под руководством опытного режиссера Ричарда Доннера, до того уже сделавшего для студии Warner Bros. несколько крупных хитов.

Впоследствии Блэк отстранился от серии, формально оставаясь автором сюжета и персонажей. Фантазия сценаристов с каждой новой лентой становилась смелее, что, конечно, благоприятно сказывалось на масштабе трюков, но в то же время придало поздним частям «Оружия» совсем уж балаганную окраску.

Похожие фильмы«Танго и Кэш» (1989) Возможность сыграть на успехе «Смертельного оружия» так вскружила голову боссам из Warner Bros., что они поручили двум виднейшим продюсерам эпохи, Питеру Губеру и Джону Питерсу, сделать еще один потенциальный хит на данную тему, но только с проверенными звездами. Увы, частая голливудская беспечность (лента запускалась без дописанного сценария) и вмешательство продюсеров постепенно превратили съемочную площадку в хаос, отчего проект покинул режиссер Андрей Кончаловский.

Доснимать фильм за него вынужден был автор «Пурпурного дождя» Альберт Магноли. «Плохие парни» (1995) Дебют в полном метре клипмейкера Майкла Бэя, заложивший многие детали его стиля. Два чернокожих напарника (богатый холостяк Уилл Смит и примерный семьянин Мартин Лоуренс) вынуждены поменяться местами, чтобы защитить важную свидетельницу (Теа Леони) от влиятельного наркоторговца (Чеки Карио).

8) «ТИПА КРУТЫЕ ЛЕГАВЫЕ»

Вторая картина из трилогии «Кровь и мороженое», где режиссер Эдгар Райт вместе с комиками Саймоном Пеггом и Ником Фростом проводит ревизию жанрового кино. Сначала они вдоволь поиронизировали над зомби-фильмами в «Зомби по имени Шон». В «Типа крутых легавых» же в их руках новыми красками заиграли полицейские бадди-муви, присыпанные колкостями по поводу косности британского сельского уклада жизни.

Фильм Райта — это безостановочный вихрь из шуток, абсурдных эпизодов и неплохих экшн-сцен, что важно, не теряющих в плотности появления на протяжении всех двух часов.

Похожие фильмы«Заряженное оружие 1» (1993) Постоянный сценарист серии «Полицейская академия» Джин Квинтано в «Заряженном оружии» попытался сыграть на поле братьев Цукер. Его лента едко пародирует основные сюжетные ходы известного творения Ричарда Доннера, причем делает это с неподражаемым бесстыдством. В США фильм приняли в штыки (в прокате он все же окупился), но куда более теплый прием комедия снискала у российской публики. «Копы в глубоком запасе» (2010)

Комедия Адама МакКея с Уиллом Ферреллом и Марком Уолбергом в главных ролях. Многие клише полицейских бадди-муви здесь высмеиваются настолько экстремально (по меркам жанра), что тем, кого утомили истории о бравых напарниках, лучшего противоядия, пожалуй, не найти.

Автор КиноПоиск

Прощай друг 1968


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.