Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Российская анимация: от кризиса до индустрии

Российская анимация: от кризиса до индустрии

В преддверии Дня российской анимации, который отмечается 8 апреля, КиноПоиск решил разобраться в том, удалось ли преодолеть кризис в анимационной отрасли, выстроить индустрию по производству сериалов и полнометражных мультфильмов, но при этом не потерять авторскую анимацию, которой всегда гордилась наша страна.

При разговоре об отечественной анимации еще несколько лет назад первыми на ум приходили исключительно советские мультфильмы — от «Ежика в тумане» Юрия Норштейна, оказавшего большое влияние на Хаяо Миядзаки, и «Выкрутасов» Гарри Бардина, получивших «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, до знаменитых выпусков «Ну, погоди!» и «Веселой карусели». После распада Советского Союза анимация, как, впрочем, и весь кинематограф, погрузилась в затяжной кризис.

«Ежик в тумане»

Если игровое кино в начале 2000-х стало выбираться на большие экраны, началось становление уже современного российского кинематографа, то про анимацию, кажется, не вспоминали до 2011 года. Именно тогдауже упомянутые Норштейн, Бардин, а вместе с ними и Леонид Шварцман, Андрей Хржановский, Эдуард Назаров и другие аниматоры выступили с открытым письмом о бедственном положении отрасли вообще и конкретно о состоянии главной отечественной студии «Союзмультфильм».

Российская анимация: от кризиса до индустрии

После этого письма состоялась встреча президента Владимира Путина с режиссерами анимационного кино. Итогом той встречи и стал план по спасению отрасли, который вот уже на протяжении пяти лет пытается найти свое воплощение. Определенные результаты, впрочем, стали заметны в последние два-три года.

Полнометражные проекты в попытке завоевать кинотеатры«Нельзя сказать, что последние несколько лет кардинально изменили ситуацию, но мы замечаем, что она существенно меняется в лучшую сторону, даже несмотря на кризис в стране. Мы наблюдаем развитие индустрии, которое особенно заметно в двух сегментах — полный метр и анимационные сериалы», — рассказывает глава Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале Александр Герасимов.

В нынешнем году на Суздальском фестивале, который является крупнейшим смотром отечественной анимации, было представлено шесть полнометражных мультфильмов. Еще несколько лет назад о таком количестве проектов даже не думали. Определенную лепту в это внесли студия «Мельница» и компания «СТВ», своей «богатырской» франшизой вернувшие российскому зрителю надежду на отечественную мультипликацию и добившиеся хороших кассовых сборов.

Без богатырского мультфильма теперь не обходится ни один Новый год. Вслед за богатырями на большие экраны прорвалась «Снежная королева» от воронежской студии Wizart. В прошлом году в прокат вышел уже второй фильм этой франшизы.

Причем показали его не только в России, но и еще в 70 странах мира, включая Бразилию, Великобританию и Южную Корею.

«Необыкновенное путешествие Серафимы»

Помимо второй «Снежной королевы», сборы которой в России и СНГ составили 300,2 млн рублей, в прошлом году в прокат вышло еще пять российских полнометражных мультфильмов: «Три богатыря. Ход конем» (963 млн рублей), «Савва. Сердце воина» (195,6 млн рублей), «Необыкновенное путешествие Серафимы» (90,6 млн рублей), «Крепость: Щитом и мечом» (76,6 млн рублей) и «Чародей равновесия» (16,6 млн рублей).

Таким образом, по сборам, сопоставимым с американскими мультфильмами (даже не с «Миньонами», получившими 1,9 млрд рублей, а хотя бы со скромным «Домом» с его 900 млн рублей), конкурирует только продукция студии «Мельница». Остальные отечественные мультфильмы могут соревноваться разве что с европейской анимацией (например, французский «Маленький принц» получил в России и СНГ 197,1 млн рублей).

«Конечно, наши мультфильмы отличаются от голливудских. Эти технологии нам пока с трудом доступны. Но наша анимация отличается менталитетом, определенной душевностью. Я замечаю, что люди стараются показывать детям европейские и российские мультфильмы, а не только голливудские.

К отечественной анимации возрастает интерес», — считает исполнительный продюсер студии «Союзмультфильм» Анастасия Лунькова.«Союзмультфильм» готовится к переезду и возрождению былой мощиСейчас «Союзмультфильм», бедственное положение которого обсуждалось на встрече с Путиным в 2011 году, готовится к переезду в новое здание научно-исследовательского института в Москве, что недалеко от Останкино. По словам Луньковой, на переезд, который состоится до конца этого года, Министерством культуры выделено порядка 500 млн рублей.

«В новом здании будет место и для кукольного производства, и для 3D. Два этажа фактически будут отданы под 3D-производство, значительное крыло будет выделено под короткометражное производство с отдельными комнатами, чтобы можно было размещать группы. Мы планируем развивать все направления.

Главное, чтобы получилось с переездом в этом году. Это очень положительно скажется на развитии студии», — отмечает Лунькова.

По ее словам, новое здание даст возможность заняться производством полнометражных мультфильмов. Правда, результат можно будет понять не раньше 2017 года, когда «Союзмультфильм» начнет полноценную работу на новой площади. Впрочем, в ближайшее время студия планирует наконец завершить «Гофманиаду», работа над которой ведется еще с 2001 года.

Изначально в создании фильма принимал участие художник Михаил Шемякин, однако осенью 2015 года он объявил о том, что снимает свое авторство с мультфильма, так как его качество «не дотягивает до современного уровня». В настоящий момент режиссером «Гофманиады» является только Станислав Соколов.

«Гофманиада»

Лунькова рассказала, что завершить фильм к главному анимационному фестивалю мира, который проходит в июне во французском Анси, не получается, но к осени «Союзмультфильм» все-таки рассчитывает доделать свой долгострой. «Летом Соколов будет очень много ездить по разным фестивалям и показывать фрагменты фильма. К тому же в этом году отмечается 240-летие со дня рождения Гофмана, и эта дата довольно широко отмечается в европейских странах», — рассказывает продюсер.

В производстве «Союзмультфильма» находится еще один полнометражный проект — «Суворовъ», который снимается при поддержке Фонда кино. Об идее этого фильма сразу же заявил новый директор студии Андрей Добрунов, который занял этот пост в марте 2014 года. Добрунов же пригласил стать творческим руководителем «Союзмультфильма» режиссера Михаила Алдашина, с приходом которого, по словам Луньковой, ситуация на студии начала кардинально меняться.

«Алдашин начал привлекать молодых интересных авторов, которые стали делать новые проекты фестивального уровня. Производство выпусков „Веселой карусели“ возобновилось, но это скорее телеформат. Сейчас студия производит отдельные короткометражные мультфильмы, которые востребованы на фестивалях», — отмечает Лунькова.

«Мама-цапля»: Фрагмент постера

Действительно, в 2016 году на том же Суздальском фестивале присутствие «Союзмультфильма» стало особенно заметно. Комедийный рисованный мультфильм «Питон и сторож» Антона Дьякова был отмечен специальным призом жюри «За юмор и авантюризм» и наградой Гильдии киноведов и кинокритиков. Драма «Мама-цапля» Марины Карповой была названа лучшим короткометражным фильмом, забавный мультфильм «Даша и людоед» Наталии Суринович пользовался большим успехом у зрителей, а трогательная «Морошка» Полины Минченок получила приз за лучший фильм для детей. «Морошка», кстати, будет показана в конкурсе фестиваля в Анси.

«В этом году с учетом Года российского кино и нашего юбилея мы очень надеемся на государственную поддержку нашей авторской анимации и дополнительное финансирование. На конкурс собираемся подавать около 120 минут короткометражной анимации. В прошлом году подавали примерно столько же, но профинансирована была лишь половина наших проектов», — отметила Лунькова.

Государственное финансирование, по ее словам, выделяется стабильно, но его по-прежнему недостаточно. Студия старается привлечь частные средства и делать часть мультфильмов за свой счет. Это стало возможным в том числе благодаря тому, что права на управление коллекцией советских мультфильмов, произведенных на студии, вновь вернулись «Союзмультфильму».

Правда, сумм, которые студия получает от управления правами, все еще не хватает для активного производства новых проектов.

«Государственная поддержка принципиально важна для короткометражной авторской анимации. Иначе таких картин будут единицы. Кто-то будет запускать очень известных авторов, но у дебютантов вообще не будет никаких шансов после завершения института», — считает Лунькова.

Такого же мнения придерживается и глава Суздальского фестиваля Александр Герасимов, который считает, что именно авторская анимация является главной кузницей кадров для индустрии.

«Даша и людоед»: Фрагмент постера

В прошлом году Министерство культуры, которое в основном и занимается финансированием анимации, зафиксировало в своем кинобюджете (около 3 млрд рублей) долю в 25 %, которая должна выделяться исключительно на создание мультфильмов и детских картин. В 2014 году эта доля была равна 15 % от того же бюджета.

Однако, по словам Герасимова, исключительно на бюджетную поддержку рассчитывать не нужно, необходимо искать дополнительные источники финансирования. «Было бы замечательно, если бы у нас стали развиваться частные фонды, которые бы выделяли деньги на производство авторской анимации. В той же Европе бюджеты формируются из десятков источников. И автору, может, более хлопотно, приходится бегать по инвесторам, но зато есть больший шанс собрать бюджет и делать свое независимое кино», — отметил глава Суздальского фестиваля.Сериалы развивают анимацию

Потенциал развития анимационной отрасли, по мнению участников рынка, во многом зависит от телеиндустрии и производства сериальной продукции. Именно успех таких проектов, как «Смешарики», «Маша и медведь» и «Фиксики», существенно повысил интерес к отечественной анимации со стороны телеканалов.

«Маша и медведь»

«Если в прошлые годы нам на Суздальский фестиваль заявки на участие подавали 16—17 сериалов, то в этом году их было 35. Причем одной из главных тенденций последних лет стало то, что телеканалы стали сами заниматься производством сериалов. Это шанс на то, что индустрия будет развиваться в правильном направлении. Во всем мире телеканалы сами продюсируют сериалы. До этого у нас была не совсем правильная ситуация, когда анимационные студии на свой страх и риск делали пилотные серии.

Это такая рулетка: вдруг выстрелит так же, как „Маша и медведь“ или „Фиксики“, а вдруг нет. Но производство сериалов должны в своей массе генерировать именно телеканалы, что и происходит сейчас на ВГТРК и СТС. Если это подхватят еще какие-то каналы, то будет создан хороший фундамент для развития индустрии», — считает Герасимов.

Лунькова также отмечает повышение интереса телеканалов к анимационным сериалам, что побуждает и «Союзмультфильм» после своего переезда активно заняться сериальным производством. «Российские сериалы выходят на международный рынок, хорошо работают в интернете, их активно обсуждают зрители, которые затем начинают интересоваться и авторской анимацией. В том же Суздале полные залы, фестиваль возит свои программы по разным городам и везде находит зрителей.

На больших экранах появились выпуски „Мульта в кино“, что еще несколько лет назад сложно было себе представить. Большой фестиваль мультфильмов также собирает огромное количество зрителей на своих показах», — подчеркивает Лунькова.

«Фиксики»

Однако она отмечает, что площадок для показа отечественной анимации все еще недостаточно. Большие надежды производители мультфильмов связывают с Годом российского кино и программой кинофикации малых городов, которая позволит увеличить количество залов, а также со специальной программой по демонстрации детских фильмов и анимации в цирках. Впрочем, в рамках этих программ важно показывать не только советские мультфильмы, о которых, безусловно, не стоит забывать, но и работы современных российских художников-аниматоров, среди которых немало достойных картин.

Фильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», который в этом году был номинирован на «Оскар», впервые был показан на Суздальском фестивале, затем был выпущен в прокат в подборке «Oscar Shorts 2016: Мультфильмы». Выход на экраны случился, правда, через месяц после церемонии вручения премии Американской киноакадемии. Прокат был небольшой.

В итоге подборка получила от российских зрителей только 947,5 тысячи рублей. Результат для 20 копий, на которые был расписан альманах, очень приемлемый. Он свидетельствует о том, что интерес к короткометражной анимации со стороны зрителей все-таки есть.

«Мы не можем жить без космоса»

Другое дело, что интерес к анимации на государственном уровне проявляется по-прежнему слабо. Например, в прошлом году появилась национальная анимационная премия «Икар» в противовес кинематографическим наградам «Золотой орел» и «Ника». Последние ежегодно отмечают лучшие анимационные фильмы, однако из телетрансляций и текстов о премиях лауреаты в этой категории зачастую исчезают, а сами академики даже не всегда уделяют время просмотру анимационных претендентов.

Отношение к анимации как к несерьезному ответвлению большого кино все еще существует в индустрии и нуждается в изменении. Кассовый успех «Зверополиса» в очередной раз напомнил, что анимация зачастую выигрывает у игрового кино. Хотелось бы, чтобы и в российской индустрии случился столь же достойный большого общественного внимания прорыв. Тогда и разговоры о кризисе индустрии постепенно сойдут на нет, а кинотеатры вновь заинтересуются качественным анимационным кино.

Не только большими патриотическими проектами, но и отечественной короткометражной анимацией, которая пока, к сожалению, все еще остается за пределами внимания крупных дистрибьюторов.

Автор Мария Токмашева

[АНИМАНЬЯК] Российская Мультипликация


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.