Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Самый худший фильм: как мэл брукс спродюсировал «детей солнца»

Самый худший фильм: как мэл брукс спродюсировал «детей солнца»

Вы знаете Мэла Брукса как режиссера комедийных фильмов «Продюсеры», «Молодой Франкенштейн», «Сверкающие седла», «Всемирная история. Часть 1», «Космические яйца», «Робин Гуд: Мужчины в трико». Но знаете ли вы его как продюсера фантастической ленты с бюджетом в 25 млн долларов, с треском провалившейся в прокате? Обычно Брукс с радостью говорит о своих проектах, но о «Детях солнца» он умалчивал.

И только в год своего юбилея (28 июня 2016-го режиссеру исполнилось 90 лет) он рассказал о своем главном карьерном провале.

Хоккей на постапокалиптической Земле

«Дети солнца» вышли в 1986 году. Действие развивалось в постапокалиптическом будущем, где запасы воды на Земле контролирует Eco Protectorate — военизированная организация, охраняющая новый порядок на планете. Протекторат пополняет свои ряды подростками-сиротами, живущими в специально построенных для них учреждениях.

Самый худший фильм: как мэл брукс спродюсировал «детей солнца»

Там дети играют в некую игру — смесь лакросса и хоккея на роликовых коньках. Пока Протекторат пытается контролировать подростков, игра объединяет их.

Среди лидеров сирот значатся Джейсон (Джейсон Патрик), Терра (Джейми Герц), Таг (Питер ДеЛуис), Кролик (Клод Брукс), Метрон (Джеймс ЛеГрос) и глухой мальчик Дэниэл (Лукас Хаас). Как раз Дэниэл находит в пещере загадочную сферу с магическими способностями. Сфера — инопланетный разум Бодай, который восстанавливает слух мальчика.

Но Бодай попадает в руки другого подростка, Дарстара (Адриан Пасдар), который похищает сферу в надежде использовать ее в своих целях. Он покидает приют на роликах, а Дэниэл устремляется за ним. Беглецов преследуют остальные ребята, но полиция успевает схватить Дарстара.

В итоге ребят спасают партизаны, называющие себя эковоинами. Во глава у них отец Терры, которого девочка считала погибшим.

Благодаря своим умениям дети проникают в башню Протектората и узнают, что полиция хочет уничтожить сферу. Они спасают пришельца, но сфера дематериализуется, освобождая воду и уничтожая здание. В финале сироты вместе плывут в новообразованном океане.

Дарстар принят в группу, а Джейсон и Терра целуются.

Критики разнесли картину в пух и прах. Историк-киновед Леонард Молтин назвал ее «отвратительной поделкой, которую не в силах описать никакой подростковый жаргон 1980-х». «Детей солнца» обвиняли во всех возможных штампах футуристического кино, а коллега Роджера Эберта Джин Сискел пригвоздил ленту словом «отстой».

Сколько стоит постапокалипсис?

На заре режиссерской карьеры Мэл Брукс зарабатывал весьма средне, даже скромно. За «Продюсеров» он получил 25 000 долларов, за «Двенадцать стульев» — 35 000. К моменту съемок комедии «Сверкающие седла» Брукс был практически банкротом.

К счастью, пародийный вестерн оказался настоящим хитом, заработавшим почти 120 миллионов, и в 1980 году Брукс открыл собственную кинокомпанию Brooksfilms. Среди первых картин, спродюсированных новой компанией, была лента молодого режиссера Дэвида Линча «Человек-слон».

«Тогда в рекламном отделе Brooksfilms у меня работала дама по имени Ирен Уольцер, — вспоминает Брукс. — Очень энергичная женщина, очень умная. Но она мечтала продюсировать кино. И вместе с парнем по имени Джек Фрост она принесла мне проект.

Его, в свою очередь, нашел для них Джонатан Сэнгер».

Брукс доверял Сэнгеру. Тот практически в одиночку спродюсировал «Человека-слона», который номинировался на восемь «Оскаров». Сценарий «Детей солнца» написали Уэйлон Грин и Д. А. Метров, причем Брукс до сих пор считает его очень удачным.

Сценаристы ориентировались на картину Джорджа Лукаса «Галактика THX-1138»: дети носили только белое, жили в белых стенах и были очень изобретательными.

Метров даже отснял нескольких детей в костюмах, чтобы показать свое видение

Выбранные актеры тоже казались Бруксу подходящими. Бюджет был вполне подъемным — 5 миллионов долларов. Если картину удастся снять в Испании, как планировали Уольцер и Фрост, можно спокойно уложиться в это сумму.

Почему в Испании? Потому что там не пришлось бы беспокоиться о профсоюзах.

Фрост убедил Брукса, что можно купить транспорт, чтобы передвигаться по Испании, после съемок продать его и даже получить небольшую прибыль. В общем, Мэл Брукс обратился к нескольким знакомым, миновав банки, и собрал необходимые финансы.

Режиссерское кресло занял Алан Джонсон. Он снимал Брукса в своем дебюте «Быть или не быть», а также ставил хореографию номера «Весна для Гитлера» в «Продюсерах». В общем, ему Брукс тоже доверял.

Дожди в Испании приносят лишь страдания

Съемочная группа отправилась в Испанию. Для начала Брукс выдал своим продюсерам полмиллиона долларов. На эти деньги планировали найти локации, нанять испанского оператора и прочий персонал. Однако первые 500 000 растаяли моментально, и вот уже Брукс выкладывал еще полмиллиона.

Съемки еще даже не начались, а миллион уже был потрачен. «Я думал: ну ладно, у них есть еще четыре миллиона. Они снимут миленькую фантастику с хорошими персонажами и, как я считал, потратят минимум на постпродакшн», — признается Брукс.

Планы продюсеров рассмешили кого-то в небесной канцелярии. И там, где раньше никогда не наблюдались затяжные дожди, зарядил ливень, едва Джонсон приступил к съемкам. Локации затопило, и вода смыла из бюджета еще один миллион долларов. В Brooksfilms доложили: осталось 2,5 миллиона — очень жаль, такая вот печаль.

Не снято ни одного кадра.

Герои фильма «Дети солнца»

Мэл Брукс не унывал и раздобыл еще один миллион, но его продюсеры в Испании к тому моменту умудрились израсходовать все пять. «Это был натуральный кошмар. Почему я не отозвал всех обратно? — недоумевает Брукс. — Я показал своим финансистам первые 30 метров отснятой пленки, и им понравилось. Они решили вложиться еще. Потому, наверное, и не отозвал».

По словам Брукса, отснятый материал местами был неплох, но местами ужасен. Позвонив в Испанию, Брукс услышал от Алана Джонсона, что на местах назревает революция. «Знаешь, они что-то не в восторге от моих решений», — промямлил режиссер. Постановщик «Продюсеров» вылетел в Испанию.

Прибыв на площадку, Брукс наорал на съемочную группу. Он велел подросткам слушаться режиссера, иначе грозился уволить всех и набрать новых актеров. Дети пообещали не возражать. Потом Мэлу позвонил Алан и сообщил, что революция отменилась.

И после паузы добавил: «Может, и не стоило меня слушать».

К этому моменту в фильм было вложено уже 8 миллионов долларов. Брукс понял, что дальше просить денег у друзей нельзя, и обратился в банк Morgan Guaranty. Он показал отснятый материал и получил еще 5 миллионов.

Эти деньги улетели в ближайшие полторы недели.

Концепт-арт сценаристов фильма

Плохие дубли, неудачная партия пленки — таковы были основные расходы. Брукс снова пошел на поклон в банк и попросил 10 миллионов, обещая, что вернет с процентами. Хорошими процентами. «Почему они меня послушали, черт его знает, но они совершили ошибку!»

Кино с бюджетом в 5 миллионов долларов теперь стоило 23 миллиона. Каким чудом его удалось завершить, никто не знает. Но на спецэффекты и постпродакшн требовалось еще 2 миллиона, и Брукс раздобыл их какими-то неведомыми способами. Продюсер был должен Morgan Guaranty кучу денег, но карманы его пустовали. В дом постоянно приходили люди, и жена (актриса Энн Бэнкрофт) спрашивала, кто они. Брукс врал, что оформляет новую страховку.

На самом деле он закладывал дом по второму разу, продал обе машины и, по собственным воспоминаниям, был готов спрыгнуть с крыши.

Никогда не вкладывай собственные деньги!

Отсмотрев смонтированный фильм, Брукс пришел в ужас. Половина ему понравилась, но другую половину он счел самым отвратительным фильмом в мире. Проведя три дня без сна, продюсер смонтировал наспех трейлер, чтобы тот смахивал на «Звёздные войны», и позвонил Алану Лэдду-мл. Как раз он пришел к президенту студии Fox с просьбой выделить Джорджу Лукасу финансы для будущей «Новой надежды».

В 1979 году Алан Лэдд-мл. оставил Fox и перешел на MGM. Со временем Лэдд основал собственную кинокомпанию, работавшую над фильмами «Полицейская академия», «Огненные колесницы» и «Бегущий по лезвию».

Брукс показал Лэдду свой десятиминутный трейлер, и тот сказал, что придумает, как спасти проект. Конечно, выкупить картину Лэдд не мог. Совет директоров моментально попросил бы его с вещами на выход.

Но был шанс, что иностранные прокатчики фильмов студии MGM найдут финансы. Бруксу требовалось хотя бы 10 миллионов, чтобы выкупить дом у банка.

«Дети солнца»

Иностранцам трейлер понравился. Брукс получил 14 миллионов долларов, выкупил дом (и две машины) и остался должен всего 9 миллионов. «А ведь я сам написал в сценарии „Продюсеров“ фразу „Никогда не вкладывай собственные деньги“, — говорит Брукс. — Но я нарушил свое же правило».

Каким-то чудом за 25 лет, прошедших с момента релиза, MGM в итоге удалось вернуть деньги, потраченные на «Детей солнца». Нет, кино не приобрело культового статуса, оно остается ужасной картиной, но права на него продавались достаточно хорошо. «Кажется, меня спасло изобретение DVD, — признается Брукс. — Еще телевидение, стриминг и прочие платформы, которым нужен был контент».

И все-таки почему Мэл Брукс позвал хореографа и относительного новичка Алана Джонсона снимать фантастику? «Да я просто был ленивым и не хотел ехать в Испанию, — объясняет Брукс. — Да и что такого сложного в фильме за 5 миллионов долларов?»

Автор Татьяна Шорохова

The Great Gildersleeve: Fire Engine Committee / Leila’s Sister Visits / Income Tax


Релевантные статьи:

Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.