Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Шпион, сошедший со страниц: экранизации шпионских романов

Шпион, сошедший со страниц: экранизации шпионских романов

В прокате стартует картина «Самый опасный человек» — экранизация одноименного шпионского романа Джона ле Карре. Cтаромодный, реалистичный, суровый триллер голландского постановщика Антона Корбейна рассказывает о работе секретного подразделения немецких спецслужб во главе с харизматичным Гюнтером Бахманном (последняя главная роль Филипа Сеймура Хоффмана).

В поле зрения его команды попадает прибывший в Гамбург русско-чеченский иммигрант Иса Карпов (Григорий Добрыгин), которого укрывает молодая девушка-адвокат (Рэйчел МакАдамс). Гюнтер надеется, что Карпов выведет его и на более крупную рыбу, но он не единственный, кто хочет заполучить потенциального преступника.

«Самый опасный человек» — уже девятое произведение Джона ле Карре, которое перебирается на большой экран. Однако по случаю выхода фильма мы вспомним не только достойные экранизации книг британского мастера жанра, но и другие примечательные фильмы, в основу которых легли шпионские романы.

«39 ступеней»Режиссер Альфред Хичкок, 1935

Шпион, сошедший со страниц: экранизации шпионских романов

Шпионский роман «39 ступеней» шотландца Джона Бакена выглядел идеальным материалом для Альфреда Хичкока, ведь он содержит одну из самых излюбленных тем мастера саспенса — ложное обвинение. К ней постановщик также обращался в лентах «Диверсант», «Человек, который слишком много знал» и «На север через северо-запад». От первоисточника картина Хичкока, впрочем, взяла лишь сюжетную основу.

Фильм рассказывает о молодом канадце Ричарде (Роберт Донат), по случайности обвиненном в убийстве скрывающейся от спецагентов Анабеллы (Люси Маннхайм) и попавшем в лихо закрученный клубок шпионских интриг. Выпутаться оттуда герою помогает обаятельная блондинка Памела (первая муза Хичкока Мэдлен Кэррол). Примечательно, что творчество Бакена, равно как и самого Хичкока, оказало влияние на Яна Флеминга, автора романов о Джеймсе Бонде.«Третий человек»Режиссер Кэрол Рид, 1949

«Третий человек» Грэма Грина — история, которую должны были не прочитать, но только увидеть на кинопленке. Английский автор написал повесть, чтобы превратить ее в киносценарий, но позже все же решил издать оригинальный материал, более похожий на шпионский детектив. В центре сюжета находится молодой автор вестернов Холли Мартинс (Джозеф Коттен), который приезжает к своему приятелю (Орсон Уэллс) в послевоенную Вену лишь для того, чтобы узнать, что тот был убит.

Отказываясь верить в официальную версию следствия, Холли начинает собственное расследование в разрушенном и разделенном на зоны городе с его опасными переулками и канализациями, преступниками, ворами, шпионами и интригами времен холодной войны. Нуар-картина Кэрола Рида, сочетающая в себе невероятное напряжение и мастерскую работу награжденного премией «Оскар» оператора Роберта Краскера, оказала огромное влияние на развитие жанра, и ее нередко называют величайшим британским фильмом всех времен. Поговаривают, что Уэллс лично снимал некоторые эпизоды. Так это или нет, но его влияние здесь читается отчетливо.Бондиана1962 — настоящее время

В 1954 году канал CBS заплатил Яну Флемингу тысячу долларов за право на телевизионную адаптацию первого романа о супершпионе MI6 Джеймсе Бонде. Часовая экранизация книги прошла в эфире почти незамеченной. Мог ли тогда британский писатель предположить, какой успех в дальнейшем ожидает его серию книг? Агент 007 начал свой путь в большом кино в 1962-м, и за последующие 50 лет франшиза выросла в одну из самых успешных и долгоиграющих в истории, а также стала настоящим культурным феноменом.

23 полнометражных фильма, 6 основных актеров, бесчисленное количество выпитых коктейлей, соблазненных женщин и невероятных гаджетов, а также множество побочных книг, видеоигр и даже комиксов — и это еще не предел.«Досье „Ипкресс“»Режиссер Сидни Дж. Фьюри, 1965

Экранизация первого из шести романов о Гарри Палмере одного из главных британских специалистов по шпионским историям — Лена Дейтона. Примечательно, что в первоисточнике главный герой был безымянным, а вот в фильме его решили наделить самым скучным именем, которое только могли придумать режиссер Сидни Дж. Фьюри и исполнитель главной роли Майкл Кейн.

Гарри скорее похож на Джорджа Смайли из произведений Джона ле Карре, нежели на Джеймса Бонда. Он представитель среднего класса в скучных очках (пожалуй, первый герой боевиков, который их надел), с сигаретой в зубах и со страстью к вкусной и плотной еде. Рутинная работа с бумагами для него не менее важна, чем операции под прикрытием с пистолетом наперевес. Шпионом он стал поневоле.

Будучи сержантом полиции, Гарри был уличен в торговле на черном рынке, и перед ним поставили выбор — тюрьма или разведка. Одна схожесть у Палмера с Джеймсом Бондом все же есть. Это страсть к красивым женщинам.

В «Досье „Ипкресс“» герою приходится расследовать дело о ведущих британских ученых, которых некто похищает, промывая им мозги. Картина стала большим хитом на родине и породила ряд продолжений, а Майкл Кейн стал прочно ассоциироваться со своим не столь однозначным персонажем.«Шпион, пришедший с холода»Режиссер Мартин Ритт, 1965

Один из первых романов (и первый бестселлер) Джона ле Карре, выпущенный в самый разгар холодной войны, получил эталонную экранизацию под руководством постановщика Мартина Ритта, который старался остаться максимально верным первоисточнику и не растерять ни капли его характерной атмосферы. Действие реалистичного, мрачного и окунающего зрителя в мир безжалостных интриг «Шпиона, пришедшего с холода» начинается в Берлине, где во время своей работы в MI6 служил и сам Ле Карре.

Именно там раскрывают агентов резидента британской разведки в Германии Алека Лима (Ричард Бёртон в одной из лучших своих ролей). Депрессивный, замкнутый, уставший мужчина оставляет службу, пристращается к алкоголю и устраивается работать в местную библиотеку. Это моральное падение — прикрытие с целью привлечь внимание врагов, которые наверняка захотят выведать у ослабленного экс-агента пару важных секретов. Но вскоре Алек оказывается втянутым в куда более опасную игру, чем он предполагал.«Ошибка резидента»Режиссер Вениамин Дорман, 1968

Первый из четырех фильмов о маститом разведчике Михаиле Тульеве, экранизация повести Олега Шмелева и Владимира Востокова, не понаслышке знакомых с тонкостями работы советских спецслужб. Тульев в исполнении Георгия Жженова — сын русского эмигранта, западный шпион, засланный в СССР для добычи важных сведений и вербовки новых кадров. Но осуществить запланированные им операции оказывается не столь просто.

В дело вмешивается контрразведка КГБ. В продолжениях ленты уже самому Тульеву приходится расплетать интриги иностранных шпионов.«Три дня Кондора»Режиссер Сидни Поллак, 1975

Несмотря на то, что в экранизации романа Джеймса Грейди имя главного героя было изменено с Рональда Малкольма на Джо Тернера (а события несколько сокращены — оригинал носит название «Шесть дней Кондора»), в исполнении Роберта Редфорда он получился как нельзя близким к первоисточнику. Тернер — работник ЦРУ с красивым позывным Кондор, однако его работа заключается лишь в том, чтобы штудировать газетные публикации и книги на предмет любопытных утечек.

Однажды, вернувшись после обеденного перерыва в свой небольшой нью-йоркский офис, он обнаруживает всех коллег убитыми. Отправившись на встречу с начальством для разъяснения ситуации, Джеймс попадает в ловушку, и его пытаются убить. На героя начинается охота, и он понимает, что стал участником крупного заговора.

В эпоху Уотергейтского скандала и войны во Вьетнаме в американском кинематографе появился ряд фильмов о борьбе обыкновенного человека с системой, и «Три дня Кондора» — один из ярчайших образцов (правда, обыкновенный человек здесь из ЦРУ). Спустя несколько лет Грейди выпустил продолжение романа, но до экрана оно так и не добралось.«Прямая и явная угроза»Режиссер Филлип Нойс, 1994

Том Клэнси получил мировую славу благодаря своим шпионским и военным историям, ставшим бестселлерами по всему миру. Его книги отличаются кинематографичностью, а пожалуй, самым известным персонажем является агент ЦРУ Джек Райан, который уже не раз перебирался на большой экран. Не столь давно мы видели в его роли Криса Пайна в «Теории хаоса» , но наиболее ярким герой получился в исполнении Харрисона Форда.

Форд сыграл Райана в двух лентах — «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза», где ему приходилось спасать королевскую семью от атаки Ирландской республиканской армии и воевать с наркокартелем. Романы Клэнси удачно переносились не только на кинопленку, но и были положены в основу популярных серий видеоигр (Rainbow Six) или вдохновляли их (Splinter Cell, Ghost Recon).«Идентификация Борна»Режиссер Даг Лайман, 2002

Американский автор Роберт Ладлэм придумал Джейсона Борна в 1980 году. C тех пор свет увидели три бестселлера с его участием, трехчасовой телевизионный фильм с Ричардом Чемберленом, еще несколько книг, но уже от другого автора, Эрика ван Ластбадера, видеоигра и, главное, кинотрилогия с Мэттом Дэймоном.

Постановщику Дагу Лайману удалось успешно перенести на большой экран историю о потерявшем память экс-сотруднике ЦРУ с ее многогранными персонажами, неожиданными поворотами сюжета и параноидальным настроением. Причем успешно не только в художественном плане, но и в коммерческом. Во второй и третьей частях франшизы режиссерское кресло занимал уже Пол Гринграсс, и картины получились не хуже, а то и лучше дебютного фильма. А вот не столь давнюю «Эволюцию Борна» с Джереми Реннером многие поклонники серии посчитали уже лишней.«Шпион, выйди вон!»Режиссер Томас Альфредсон, 2011

Подобно Гарри Палмеру, самый известный персонаж Джона ле Карре Джордж Смайли был задуман как противоположность Джеймсу Бонду — тихий, кроткий, предпочитающий кабинетную работу стрельбе, погоням и женщинам, которых так любит Бонд (Смайли бы разобраться со своей женой). Он появлялся в восьми книгах, а его самые знаменитые воплощения на экране были в мини-сериале 1979 года и картине шведского постановщика Томаса Альфредсона.

В основу «Шпиона» лег одноименный роман, рассказывающий о поисках крота в руководстве британской разведки. Образ Смайли мастерски примерил на себя Гари Олдман, за что был удостоен номинации на премию «Оскар», а Колин Фёрт, Том Харди, Джон Хёрт, Бенедикт Камбербэтч и другие видные актеры помогли сделать эту экранизацию ле Карре одной из лучших.Специальное упоминание: «Семнадцать мгновений весны» и «ТАСС уполномочен заявить»

Два легендарных отечественных сериала (один о деятельности разведчика Штирлица во время Второй мировой войны, другой — о противостоянии советской и американской разведок во время войны холодной) объединяют исполнитель главных ролей Вячеслав Тихонов и автор оригинальных текстов, писатель и журналист Юлиан Семенов. Экранизации его произведений полюбились десяткам миллионов отечественных зрителей.

Автор Александр Константинов

Шпион (Фильм 2012). Триллер, детектив, приключения @ Русские сериалы


Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.