Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Смотреть до конца: зачем нужны сцены после титров?

Смотреть до конца: зачем нужны сцены после титров?

В «Стражах Галактики 2», которые выходят в российский прокат 4 мая, будет целых пять сцен после титров, чего не скрывает режиссер фильма Джеймс Ганн. Продюсер Кевин Файги и его коллеги создали целую вселенную, склеивая ее кусочки с помощью маленьких полуминутных эпизодов. Для фильмов Marvel Studios этот формат не редкость, однако изобрели его далеко не там. КиноПоиск обратился к истории стингеров и обнаружил, что этот феномен возник очень давно, еще на заре кинематографа.«Идите домой.

Пока!»У сцены после титров есть много названий. Чтобы не использовать громоздкое словосочетание из трех слов, было придумано несколько терминов: стингер, эпилог, хвост (tag), десерт (credit-cookie) и пасхалка (egg). Каждое из этих слов обозначает сцену, которая следует за завершением рассказа и кульминацией. При этом вовсе не обязательно, чтобы эпизоду вне повествования предшествовали титры.

К примеру, первый стингер в истории кинематографа обошелся без таковых.

Дело было в 1903 году, когда Эдвин Портер снял классический вестерн «Большое ограбление поезда». В этом фильме, как и во многих других того периода, вообще нет титров. Картина во многом стала инновационной: впервые в сюжете было больше одной линии, использовался параллельный монтаж (когда показываются события, происходящие одновременно, но в разных местах), а для концовки специально сняли дополнительную сцену — тот самый стингер.

«Большое ограбление поезда» провожает зрителя стрельбой главного героя в экран. Эта сцена, как и сам фильм, сейчас хранится в Библиотеке Конгресса США как часть американского культурного наследия. Спустя почти 90 лет дань истории отдал Мартин Скорсезе, использовав в «Славных парнях» точно такой же прием, но в зрителя на этот раз стрелял Джо Пеши.

Другой стингер, который стал классикой и до сих пор живет на экранах, появился в 1960 году в фильме «Одиннадцать друзей Оушена». Он также идет вразрез с современным пониманием послетитровой сцены, потому что сцена вне повествования развивается как раз в тот момент, когда по экрану снизу вверх бегут имена актеров и создателей. Фрэнк Синатра, сыгравший тогда Дэнни Оушена, идет по бульвару Лас-Вегаса под песню Сэмми Дэвиса «Ee-O Eleven».

Друзья постепенно расходятся, а титры близятся к концу.

Финальная проходка перекочевала в новые фильмы про Дэнни Оушена. Провернув дело, герои обязательно собираются в одном месте, томно переглядываются под музыку, а потом расходятся с набитыми карманами. Разница с вариантом 1960 года лишь в том, что сбор происходит не во время титров, а предвосхищает их.

Еще один стингер, датированный 1963 годом, тоже не укладывается в современный канон. Речь о второй серии легендарной бондианы «Из России с любовью» с Шоном Коннери в главной роли. Никакой полноценной сцены нет, а есть лишь текст, который появляется после титра «The end» и сообщает: «Не совсем конец.

Джеймс Бонд вернется в следующем фильме по произведению Яна Флеминга „Голдфингер“».

Полноценная добавочная сцена в таком виде, в каком мы ее знаем, появилась лишь в конце 1970-х. Именно в те времена титровая простыня растянулась до неимоверных размеров, потому что профсоюзы обязали студии указывать абсолютно всех, кто приложил руку к созданию ленты. Перечень лиц и организаций и так мало кто досматривал до конца, но для тех немногочисленных зрителей, которые по каким-то причинам решили задержаться в кинозале, сюрприз приготовили «Маппеты».

Красное мохнатое существо прокричало зрителям: «Идите домой. Пока!» Этот стингер перекочевал и в современные фильмы про маппетов.

Послетитровый бум случился в Голливуде в 1980-е. Стингеры взяли на вооружение комедии и фильмы ужасов. Чаще всего добавочные сцены использовались, чтобы пошутить напоследок или напугать.

Однако с тех пор функционал стингеров сильно расширился.«Дадим ему еще 20 минут»Некоторые фильмы хотят оставить собственное послевкусие, поэтому, даже когда история закончилась и все точки над «i» расставлены, они подкидывают зрителям еще одну сцену, дабы закрепить эффект. Яркий пример — любая часть «Мальчишника в Вегасе» с ее сумасшедшим слайд-шоу или женской грудью бедолаги Стю. В «Смертельном оружии 3» есть сцена, которая могла бы стать хорошим завершением франшизы.

Она не несет никакой смысловой нагрузки, лишь подкидывает еще одну шутку и в очередной раз заставляет героя Дэнни Гловера сказать легендарную фразу «Я слишком стар для этого дерьма».

Если обратиться к семейному кино, то в качестве примера можно привести «Кунг-фу Панду», где По и мастер Шифу мило трапезничают. Затем камера отъезжает, и мы видим, что семена, посаженные Шифу, проросли. Тем самым мультфильм еще раз повторяет свою мораль: «Терпение, всему нужно время».

В комедии Бена Стиллера «Солдаты неудачи» после титров смаковали персонажа Тома Круза, которому эта роль подарила номинацию на «Золотой глобус». Круз порадовал зрителей тремя минутами уморительных танцев в исполнении Лу Гроссмана.

Но самая необычная развлекательная сцена после титров пока на счету у «Адреналина». Создатели сделали полноценную 8-битную игру, в которой Чив Челиос разбирается со своими обидчиками. Жаль, что никто на просторах интернета не собрал веб-версию этой двухмерной стрелялки.

Стандартные двухчасовые рамки фильма порой слишком тесны для авторов. Подчас создатели киноленты не успевают рассказать вам обо всех героях: кого-то бросили посреди повествования, кого-то лишь однажды упомянули и больше не называли по имени и т. д. К счастью забытых персонажей, им нашлось место в стингерах. Первым о герое, потерявшемся между строк сценария, напомнил фильм 1980 года «Аэроплан».

После титров нам показали человека, который сел в такси к главному герою, но так никуда и не уехал, потому что водитель ушел по своим делам. За время фильма на счетчике такси набежало уже больше 100 долларов, но мужчина все равно упорствует: «Дадим ему еще 20 минут, но на этом все».

С тех пор появилось бесчисленное множество сцен, объясняющих, что же произошло с тем или иным персонажем. Из последних — злобное снежное чудище с ледяными шипами из «Холодного сердца», ставшее снежной королевой.

Краб Таматоа из «Моаны» так и не смог подняться со спины, потому что ему никто не помогает.

Коллекционер из «Стражей Галактики» напивается вместе с говорящей уткой на руинах своих богатств.

Мертвый Билл Мюррей из «Добро пожаловать в Zомбиленд», даже будучи застреленным, цитирует строки из «Гольф-клуба».

Самовлюбленный профессор в исполнении Кеннета Браны из «Гарри Поттера и Тайной комнаты» все еще не помнит, кто он такой.

А Нил Патрик Харрис, оказывается, выжил в сиквеле «Гарольда и Кумара».

Нарезки с неполучившимися кадрами — это визитная карточка Джеки Чана. Это не только смешные или пугающие моменты, но и взгляд по ту сторону кадра на то, как выполнялись самые умопомрачительные трюки в истории кинематографа. Смешными дублями порой отмечаются комедии вроде «Между ангелом и бесом» и даже мультфильмы.

Кинотрадицию забавно обыграли в «Истории игрушек 2».

Все та же «История игрушек» умудрилась отметиться после титров «Корпорации монстров». В стингер поместилось камео непутевого динозавра. Это еще один вид дополнительной сцены, когда в финале появляется звезда, которую создателям или зрителям хотелось увидеть в фильме, но по определенным причинам это не случилось.

В мюзикле «Продюсеры» вне повествования объявился Мел Брукс со своим «Вот и всё!». Рокеры из Blue Oyster Cult в финале «Обкуренных» безуспешно пытаются продать фанатам футболки с лого своей группы, Аланис Мориссет появляется в образе бога (отсылка к «Догме») в продолжении «Джея и Молчаливого Боба», а по окончании ремейка «Зловещих мертвецов» на экране виден сам Эш в исполнении Брюса Кэмпбелла. Тогда это была лишь дань уважения, но вышло так, что стингер стал анонсом возвращения Эша и полноценного сериала.

Впрочем, далеко не всегда послетитровая сцена рассказывает нам о побочных персонажах. Порой до конца титров стоит досидеть, чтобы узнать судьбу главного героя. Если бы мы не были столь терпеливыми, мы бы не узнали, что Лиам Нисон в «Схватке» поборол волка и выжил.

Киллиан Мёрфи в «28 днях спустя», наоборот, умер. Сцену, опубликованную в Британии на DVD, показали в некоторых американских кинотеатрах после титров.

Однако премию за самый неожиданный твист после титров впору отдавать «Проклятию Чаки», в котором древнему злу досталось по заслугам. Казалось бы, Чаки может вернуться, но, если вы видели стингер последнего фильма, то знаете, что едва ли это возможно. В нем вспомнили Энди Барклая из фильма 1988 года, и он поставил точку раз и навсегда.

Наверное.

После титров удобно анонсировать продолжение фильма. С одной стороны, дополнительная сцена — практически самостоятельная единица, и, если вдруг фильм не окупится или не понравится зрителям, про нее можно будет забыть. В конце концов, ее видела меньшая доля зрителей.

С другой стороны, стингер с анонсом — это приятный бонус, который продлевает эффект от фильма и подогревает ожидания. Первым возможное продолжение анонсировал «Молодой Шерлок Холмс» в 1985 году. Злодей, якобы погибший в концовке, оказался живым и здоровым.

Более того, он хорошо нам знаком, и его зовут Мориарти.

Увы, сиквел «Молодого Шерлока Холмса» так и не случился. Такой же обманчивый стингер поселился в 1987 году в «Повелителях вселенной», где скелет сказал, что он вернется, но так и не вернулся.

Злодей в исполнении Колина Фаррелла из «Сорвиголовы» больше не кинет ножичек точно в цель.

А сцена после титров в шестом «Форсаже» с Джейсоном Стэйтемом подготовила зрителей к его появлению седьмом.

На продолжения также намекали «Хроники Нарнии» и многие другие фильмы. Дальше всех пошли тогда еще Вачовски. После титров второй «Матрицы» они вставили трейлер «Революции». А почему бы и нет, если релиз уже через полгода?Обед с обязательным чизкейком

«Мистер Старк, вы часть большей вселенной», — сказал в 2008 году Ник Фьюри после титров «Железного человека» и запустил необратимый процесс. Marvel Studios переосмыслила стингеры. В руках Кевина Файги и его коллег послетитровые сцены стали клеем, который связал между собой уже 14 фильмов.

Новые «Стражи Галактики» станут пятнадцатыми в списке.

Смотреть до конца: зачем нужны сцены после титров?

«Железный человек»

Стингер как мостик для построения вселенной работает не так, как стингер для сиквела. Во-первых, он не анонсирует продолжение того фильма, который вы только что посмотрели. Он уводит вас в сторону, намекая, что знакомый герой окажется в иной обстановке и в компании других персонажей.

Как говорит продюсер Marvel Кевин Файги, их послетитровые сцены, по сути, рассчитаны на 5% аудитории.

«Все наши стингеры сделаны по следующей схеме. Если вы не знаете, кто такой Ник Фьюри, для вас после „Железного человека“ появился всего лишь Сэм Джексон с повязкой на глазу. Кто-нибудь попозже скажет вам, кто это был, — утверждает Файги в интервью Slash Film. — Если вы не знаете, что такое Мьельнир, то увидите просто молот в кратере. „Что это значит? В чем вообще суть?“ — спросите вы. „Это космический куб. Оу, Локи еще жив“, — так отреагировало большинство на концовку „Тора“.

Мне понравилось идея с тонким намеком на Феникса, который Брайан [Сингер] сделал в маленьком эпизоде. Во время первых уик-эндов я и Джосс [Уидон] заглядываем в зал, чтобы посмотреть реакцию. Примерно один из 150—200 фанатов вскрикнет: „О боже! Это же…“ Или: „Что это?

Свет под водой? Что это такое?“ Все, что нам нужно, — это 5% аудитории, которая разберется в показанном и всем расскажет. Так было с Ником Фьюри».

Файги признается: ему приятно, что киновселенная Marvel приучила людей досматривать титры до конца. Таких в конце ждет маленькая награда. Вслед за Файги и Уидоном свои вселенные принялись мастерить Sony с «Человеком-пауком», Fox с «Людьми Икс» и Warner Brothers с «Лигой справедливости».

Делают они это с разным успехом.

В современном кино дошло до того, что отсутствие сцены после титров — уже более громкое заявление, чем ее наличие. Режиссер «Логана» Джеймс Мэнголд обдуманно отказался от стингера, так как хотел, чтобы его фильм воспринимали как самостоятельное произведение, а не как часть целой вселенной.

«Логан»

«После каждого приема пищи нужно всегда съедать чизкейк, неужели? Это что, новое правило такое? Я не могу подать дома обед без чизкейка? — объясняет на пальцах Мэнголд свое решение. — Есть множество причин поступить иначе. Серьезно, что из себя представляют сцены после титров, если не рекламу следующего фильма?

Мы пытаемся сделать кино, которое начинается и заканчивается как самостоятельное произведение. Нам больше нечего сказать, потому что мы все уже сказали».

В данный момент полноценно развернутыми киновселенными можно назвать только «Звездные войны» и комиксовые франшизы «Мстителей», «Лиги справедливости», «Людей Икс». Еще дюжина киновселенных в планах или на стадии одного-двух фильмов. Среди них «Лего», «Трансформеры», вселенная монстров, стартующая в этом году с «Мумии», кайдзю-вселенная, получившая полномасштабный анонс после титров «Конга».

Все они будут склеиваться с помощью послетитровых сцен — более эффективный инструмент пока не придумали.

К этому списку, по слухам, мог присоединиться «Форсаж». После восьмой части, как говорят инсайдеры, планировалась сцена после титров с участием Дуэйна Джонсона и Джейсона Стэйтема, но этот стингер безжалостно вырезали. Существует две версии произошедшего.

Первая: это сделал Вин Дизель, являющийся продюсером серии. Сцену якобы сняли за его спиной, и он узнал об этом от своей сестры Саманты Винсент, которая, что не удивительно, тоже продюсер «Форсажа». Дизель разозлился и потребовал от Universal и продюсера Нила Морица убрать сцену.

Все это произошло на фоне возникших на съемках разногласий между Дизелем и Джонсоном. Вторая версия: сцену снимали для DVD-релиза, однако это заявление поступило уже после того, как по сети разошлась первая трактовка. Многие восприняли пресс-релиз студии Universal как попытку смягчить полученный урон.

Тем не менее студия Universal все-таки запустила в разработку спин-офф «Форсажа».

К сожалению, не все кинотеатры показывают титры до конца. В некоторых до сих пор включают свет после первых пяти секунд, когда герои ушли в закат. Если вы попали на такой сеанс, переживать не стоит.

Специально для таких зрителей созданы сайты с обширной базой послетитровых сцен — MediaStinger.com и AfterCredits.com. Эти два ресурса обладают мобильными приложениями, с помощью которых можно узнать, есть ли у вышедших в прокат фильмов хоть что-то после титров.

Приятного просмотра и терпения!

Автор Владислав Копысов

РАЗБОР СЦЕН ПОСЛЕ ТИТРОВ \


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.