Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Нии чаво: незаслуженно забытая фантастика, достойная экранизации

«Темная вселенная»: мумии, франкенштейны и дракулы на экране

«Мумия» Алекса Куртцмана станет отправной точкой для серии фильмов про монстров, которую студия Universal официально прозвала «Темной вселенной». Она объединит доктора Джекила (Рассел Кроу), Человека-невидимку (Джонни Депп), Франкенштейна (Хавьер Бардем) и, само собой, Мумию, которую сыграла София Бутелла. Впрочем, это далеко не все монстры, которые нас ждут.

В планах Universal вернуть на большие экраны Невесту Франкенштейна, Тварь из Черной Лагуны, Человека-волка, Призрака оперы, Дракулу и даже Горбуна из Нотр-Дама.

Органической основой этой вселенной будет доктор Джекил. Алекс Куртцман сравнивает его с Ником Фьюри из организации «Щ.И.Т.» вселенной Marvel. Джекил руководит тайной компанией «Продиджиум».

Ее задача — бороться со злом, с богами и монстрами этого мира. КиноПоиск вспомнил, чем богата экранная история трех главных персонажей будущего каталога зла доктора Джекила.

ФранкенштейнНа экране: с 1910 года

В «Темной вселенной»: Хавьер Бардем (с 2019 года в «Невесте Франкенштейна»)

Франкенштейн за долгие годы стал одним из символов поп-культуры. Культовый статус монстр приобрел благодаря студии Universal, штамповавшей хорроры в 1930-е годы, и актеру Борису Карлоффу, хотя он был далеко не первым Франкенштейном в истории кинематографа.

«Темная вселенная»: мумии, франкенштейны и дракулы на экране

«Франкенштейн» (1910)

Дебют монстра состоялся больше 100 лет назад в немом кино. Тогда 16-минутный фильм вышел под лейблом студии Томаса Эдисона, и Франкенштейна в одноименном фильме сыграл Чарльз Огл. Вид у него был, честно говоря, потешный: большие глаза, бледная кожа и прическа, которой могла бы позавидовать даже Мардж Симпсон.

Франкенштейн был больше похож на клоуна, чем на монстра. Именно так в те времена видели противоположность красоты и грации человека.

Через 20 лет на студии Universal придумали образ живого мертвеца, ставший благодаря фильму 1931 года каноничным и самым известным. Это неопрятный, грузный и высокий зеленокожий мужчина, который шагает медленной и неуклюжей походкой. Его костюм шит белыми нитками, не сидит по телу, и на нем зияют дыры.

Само тело далеко от идеала — швы, заклепки и грубые стяжки.

«Франкенштейн» (1931)

Сценаристы Universal ввели концепт монстра, которого пробуждает электричество, и дополнили литературный портрет чудовища квадратной головой и металлическими клеммами. В таком виде образ впоследствии появился в восьми фильмах: «Франкенштейн», «Невеста Франкенштейна», «Дух Франкенштейна», «Сын Франкенштейна», «Франкенштейн встречает Человека-волка», «Дом Франкенштейна», «Дом Дракулы», «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна».

Кроме Карлоффа монстра играли Лон Чейни-младший, Гленн Стрэйндж и даже легендарный Бела Лугоши, чьей визитной карточкой вообще-то была роль Дракулы. Смех и страх в этих восьми фильмах шли рука об руку, а монстр представал то в виде устрашающего персонажа, то в виде комичного. Так, в «Невесте Франкенштейна» при помощи абсурдного юмора высмеяли брак и романтику в отношениях, попутно научив героя Карлоффа сопереживать, чувствовать и любить.

«Невеста Франкенштейна» (1935)

В 1950-х Франкенштейну вернули ужасный лик. Монстра в британском фильме «Проклятие Франкенштейна» сыграл актер Кристофер Ли с ростом под два метра. Фильм сделали жестоким: швы по живому телу, органы в банках.

Сам Франкенштейн уже не выглядел так безобидно: кожа чудовища гнила, его лицо покрывали красные шрамы, а лицо не выражало ничего, кроме гнева. Критикам фильм не понравился (они клеймили ленту как образец деградации кино), зато публика приняла его на ура. Со временем картина обрела культовый статус, и даже такие мэтры режиссуры, как Мартин Скорсезе и Тим Бёртон, стали называть «Проклятие Франкенштейна» в числе фильмов, повлиявших на их творчество.

«Проклятие Франкенштейна» (1957)

В Голливуде тем временем Франкенштейн все еще был героем комедий, сатиры и даже мюзиклов. Апогеем стал «Молодой Франкенштейн» Мэла Брукса, где чудище носит смокинг, танцует, поет и даже учится быть изысканным джентльменом. Истошно орущий «Puttin’ on the Ritz» Питер Бойл далеко увел монстра Франкенштейна от звания иконы хоррора, сделав его символом контркультуры.

Лишь к 1990-м монстр начал вновь становиться монстром. Фрэнсис Форд Коппола в ранге продюсера и режиссер Кеннет Брана сняли картину, в названии которой подчеркнули возвращение к истокам — «Франкенштейн Мэри Шелли». Писательница больше отождествляла историю доктора Франкенштейна с легендой о Прометее: игра в бога привела к плачевным результатам, и вместо произведения искусства у человека вышло нечто противоположное. Коппола и Брана вернулись к этому концепту.

Чудище сыграл Роберт Де Ниро, и мнения на его счет разошлись. Критики сочли, что он слишком человечен, другие были рады, что монстр стал понятнее и ближе к зрителю.

«Франкенштейн Мэри Шелли» (1994)

Среди критиков оказался и сценарист фильма Фрэнк Дарабонт, заявивший, что «Франкенштейн» был его лучшим сценарием, но по нему сняли далеко не лучшую картину. «Картине не хватило тонкости и терпения. Нужно было выдержать паузу для тихих сцен. Пауз не было, и точка. „Франкенштейн“ получился топорным, громким и чисто режиссерским от начала и до конца. В конце концов, это совсем другой фильм.

Не знаю, зачем Брана его таким сделал… Исходный материал был тонким», — жаловался Дарабонт спустя 12 лет после выхода фильма.

«Франкенштейн» (2004)

Бережнее к оригиналу отнесся телеканал Hallmark, заказавший мини-сериал «Франкенштейн» продолжительностью свыше 200 минут. Считается, что это самая близкая к оригиналу экранизация. Чудище в мини-сериале сыграл Люк Госс. И его монстр больше всего похож на человека.

Шрамы есть, но они раскрашивают уже не все лицо. О том, что это живой мертвец, говорят лишь зеленоватый цвет кожи, черные губы, засаленные волосы и «глаза енота». За этот образ «Франкенштейн» получил телевизионную премию «Эмми» в категории «Лучший грим в мини-сериале».

«Страшные сказки» (2011)

Спустя 10 лет схожих эпитетов удостоили «Страшные сказки» на телеканале Showtime. Чудище Франкенштейна появляется во втором эпизоде шоу и задерживается еще на 26 серий. Его величают Калибаном, и, что примечательно, типаж почти идентичен тому, что выбрал Hallmark. Речь как о физических данных, так и о духовных. Калибан хоть и выглядит жутко, но обладает душой поэта и может даже быть романтическим героем.

Он одинок, и его уникальность так же ужасна, как и его внешность: шрамы, бледная кожа, чернющие волосы и желтые глаза.

«Ван Хельсинг» (2004)

В мире блокбастеров от лирического образа чудища не осталось и следа. Монстр на большом экране огромен, он несет лишь разрушения. Внешность у него соответствующая — великан с огромными кулаками и не самым поэтичным выражением лица. Так было в «Ван Хельсинге» (2004), авторы которого хотели отдать должное Борису Карлоффу и одновременно угодить любителям мейнстрима. В итоге рост монстра увеличили аж до 250 сантиметров, а ноги оснастили пневматическим приводом.

На выходе получилась смесь классики и стимпанка. Так было и в 2015-м в «Викторе Франкенштейне». Этому здоровяку сценарист Макс Лэндис сделал аж два сердца и две пары легких.

Так создатели объяснили огромный размер монстра.

«Виктор Франкенштейн» (2015)

Каким будет монстр Хавьера Бардема, пока не известно. Учитывая то, что режиссурой занимается Билл Кондон («Сумерки», «Красавица и чудовище»), не исключено, что ставка будет сделана на лирику.ДракулаНа экране: с 1921 года

В «Темной вселенной»: Люк Эванс (предположительно)

Книга «Дракула» Брэма Стокера была издана в 1897-м, и в этом же году Стокер написал театральную пьесу. Первый фильм вышел в Венгрии в 1921 году — сейчас он числится утерянным. О нем известно лишь, что это была оригинальная история, а не дословная адаптация.

В 1922 году появился классический «Носферату, симфония ужаса», снятый немецким режиссером-экспрессионистом Фридрихом Вильгельмом Мурнау. В нем нет Дракулы, потому что права на экранизацию книги никто не продал, однако сюжет очень сильно перекликается. Настолько сильно, что создатели фильма после премьеры погрязли в долгом судебном процессе с родственниками Стокера. Из-за проблем с копирайтом Дракулу в «Носферату» зовут граф Орлок.

Он не носит на голове волос, обладает огромными бровями, жуткими глазами и, естественно, большими зубами. На экране образ воплотил Макс Шрек, чем прославился до конца своей карьеры.

Макс Шрек в образе графа Орлака

В Universal же Дракула появился в 1931 году. В этот раз все было законно — для сценария использовалась театральная пьеса Хэмилтона Дина. Главную роль сыграл Бела Лугоши, который придумал канонический образ изысканного аристократа во фраке. Причем Лугоши обошелся почти без грима.

Он утверждал, что грим негативно скажется на мимике, и потому отказался даже от клыков.

Забавно, что самый известный в мире вампир полностью повторяет экранный путь Франкенштейна. Эта парочка в принципе неразлучна, один не может существовать без другого, так как на экране они представляют антиподы друг друга. Если Франкенштейн неуклюж, груб и в некоторых фильмах наивен, то Дракула всегда аристократичен, коварен и прагматичен.

Бела Лугоши в образе Дракулы

«Дракула» студии Universal, так же как и в случае с «Франкенштейном», породил сиквелы про дочь, сына и дом. И спустя 20 лет, в 1950-е, Дракулу сыграл тот же Кристофер Ли. Он вновь сделал образ мрачнее — с бледной кожей, дикими глазами, которые периодически краснели, и с зачесанными назад волосами. Правда, в этот раз не произошло сюжетной метаморфозы. Граф остался аристократичным вампиром, сосущим кровь из своих же крестьян.

Ли играл Дракулу до 1976 года. Он чаще других актеров появлялся в этой роли — восемь раз. Порой ему даже не приходилось говорить.

В 1966 году в фильме «Дракула: Принц тьмы» он лишь шипел в камеру.

Кристофер Ли в образе Дракулы

Актер до последнего работал в жанре хоррора, пока в фильме «Дракула — отец и сын» сценаристы не ввели комедийные элементы. В 1979-м «Дракула» пережил своего рода диско-ребрендинг. Главную роль сыграл Фрэнк Ланджелла, и он уже был упакован по последней моде. Действие перенесли в 20-е годы XX века.

Считается, что тот «Дракула» олицетворял эпоху сексуальной революции, когда каждый был волен делать то, что хочет и с кем хочет.

Фрэнк Ланджелла в образе Дракулы

На этом совпадения не заканчиваются. В 1990-е за Дракулу взялся Фрэнсис Форд Коппола, который в этот раз фильм не только продюсировал, но и снимал. Дракула Гари Олдмана также символизировал, что за красивой обложкой может скрываться уродливое нутро.

Позже этот лейтмотив подхватили и другие фильм про вампиров: «Интервью с вампиром», «Сумерки», «Настоящая кровь». В нулевые Дракула обратился к готике, повинуясь моде на мрачность. Легендарный вампир в фильме «Ван Хельсинг» вполне мог бы сойти за вокалиста финской рок-группы.

Гари Олдман в образе Дракулы

Недалеко ушел и персонаж в исполнении Люка Эванса в фильме «Дракула» (2014). Эта лента и должна была изначально открывать «Темную вселенную», но после кислых отзывов критиков и провала в американском бокс-офисе идею забраковали. Предполагалось, что британский актер тоже станет частью этого будущего мира, но пока за новым фильмом закреплен только режиссер Джонатан Уильямсон, а про Эванса говорят с осторожностью и оговорками.Мумия

На экране: с 1932 года

В «Темной вселенной»: София Бутелла (с 2017 года в «Мумии»)

«Мумия» появилась на свет благодаря Франкенштейну и Дракуле. Продюсеры Universal под впечатлением от открытия гробницы Тутанхамона, которое произошло в начале 1920-х, поручили сценаристу Ричарду Шайеру найти роман, который был бы близок к египетской тематике и концепции монстров. Он не преуспел, и в итоге хоррор стал оригинальным проектом, хотя некоторые элементы сюжета напоминают произведение Артура Конана Дойла «Кольцо Тота».

Сюжетные ходы, как и часть декораций, «Мумия» позаимствовала у «Дракулы». Ее дальнейшая экранная жизнь развивались по привычному сценарию: фильм с Борисом Карлоффом, уйма сиквелов, уход в комедийный жанр, мрачное переосмысление с Кристофером Ли в главной роли, затем ремейк с технологическим апгрейдом. Образ же Мумии оставался постоянным — такой стабильностью не может похвастать ни один монстр Universal: неуклюжая и медленная походка, бинты по всему телу, отсутствующий взгляд и механические движения.

«Мумия» (1932)

Первый современный ремейк «Мумии» задумали еще в 1992 году. Продюсеры Джеймс Джекс и Шон Дэниэл решили обновить классику хоррора под современные реалии. Студия Universal дала им зеленый свет, но при условии, что бюджет останется в рамках 10 млн долларов. Запрос звучал следующим образом: нужен старт для низкобюджетной хоррор-франшизы.

Воплощать в жизнь желание продюсеров и требования студии пригласили сценариста-режиссера «Восставшего из ада» Клайва Баркера. Он написал жестокую, мрачную историю, «пропитанную мистицизмом и сексуальностью». В центр сюжета Баркер поставил главу музея, который оказался членом культа и оживлял мумии.

Мог бы получиться как минимум неординарный низкобюджетный ужастик, но представители Universal в скором времени потеряли интерес к задумке.

Следующим на очереди был Джо Данте, снявший «Пираний» и «Гремлинов». Его герой был ближе к оригинальному концепту и страдал от одиночества. В сюжет вплели любовную историю, а бюджет увеличили до 15 млн долларов.

Тем не менее и эту идею в Universal отвергли. Следующим на очереди стал Джордж Ромеро, которому предложили сделать фильм в стиле «Ночи живых мертвецов», но в египетской обстановке. Маэстро зомби-муви придумал историю про египетского генерала Имхотепа и его верного слугу, мумию Карис. Их откопали археологи, но, пробудившись, парочка решила вернуть цивилизацию к временам, когда они были у власти. Студия решила, что Ромеро придумал слишком жестокий сценарий, и долго колебалась.

Режиссер тем временем вел переговоры с MGM и быстро потерял интерес к предложению Universal.

«Мумия» (1999)

«Мумию» пытались передать Уэсу Крэйвену и Мику Гэррису, но оба отказались. Проект чуть было не канул в Лету, пока к Universal не пришел Стивен Соммерс. Он предложил переосмыслить концепт в стиле «Индианы Джонса». Сам Соммерс с детства влюблен в фильм 1931 года и мечтал воссоздать ту картину, увеличив масштаб. Режиссер написал для Universal 18-страничный питч, презентующий проект.

Боссам студии, которая после нескольких кассовых провалов нуждалась в хите, подход Соммерса настолько понравился, что вместо 15 миллионов ему дали 80. Итог его работы известен: успешная франшиза из трех частей.

Алекс Куртцман изначально планировал в своем фильме показать мумию мужского пола. Это был персонаж, переживающий трагедию маленького человека. Режиссер отрисовал концепт египтянина, у которого кожа пошла пятнами. Из-за неровной пигментации он стал изгоем, его считали больным, над ним издевались.

Сценарист считал, что такой образ будет понятен и близок зрителю, но в какой-то момент он поймал себя на мысли, что история очень сильно напоминает «Людей Икс». Быть может, Куртцман остался бы при своем, но в прокат вышли «Дни минувшего будущего», где в послетитровой сцене появился египетский мальчик, очень сильно напоминавший его персонажа. Чтобы избежать обвинений в плагиате, сценарист решил все переделать.

«Мумия» (2017)

«Тогда в моей голове пробудился голос, который подсказал сделать Мумию женщиной. После того как я увидел сцену после титров, мы начали работу заново. Мне не хотелось связываться с тем, что хотя бы отдаленно напоминает нашу работу.

Нужно было ступить на абсолютно новую территорию», — объясняет Куртцман.

Работая над дизайном Мумии, создатели держали в уме образ Бориса Карлоффа. Само собой, они планировали придать ему современности. Так появились открытые бинты и татуировки по всему телу. Для Аманет придумали трагическую историю, которая служит метафорой эмоционального расстройства и когнитивного диссонанса.

Мумия в «Темной вселенной» — это бывшая принцесса, которая должна была взойти на трон Египта, но ее место занял неожиданно родившийся мальчик.

«Мумия» (2017)

Мумия в лице Софии Бутеллы обличила страх внутреннего зверя, который рвется наружу под влиянием эмоций. «Когда ты разочарован до глубины души, задет за живое, поражен, то сложно взять себя в руки. Появляется монстр, который живет внутри тебя, и тогда нужно решить, потакать монстру или нет, — рассуждает София Бутелла в беседе с The Independent. — Что было бы, уступай мы всегда своим эмоциям? Будучи разумными существами, мы все рационализируем.

Оттого нам и интересно смотреть на мстительниц, потому что они-то играют на собственных чувствах, а не мыслят рационально».

Алекс Куртцман

«В „Мумии“ мы не строили вселенную — мы хотели снять хорошее кино про Мумию», — говорит Алекс Куртцман в интервью io9. «Единственный способ построить вселенную, — уверен режиссер, — это не думать о построении вселенной. Нужно прежде всего сосредоточиться на индивидуальных фильмах, и, если все удастся, аудитория сама подключится».

Автор Владислав Копысов

Монстрверс или ТЕМНАЯ ВСЕЛЕННАЯ МОНСТРОВ Universal


Релевантные статьи:

Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.