Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > Ощущения, испытанные в детстве

Убийственно смешной: к 65-летию жана рено

На экране он может одинаково успешно демонстрировать крутой характер или быть смешным до икоты. «Моя внешность располагает к тому, чтобы играть в триллерах, но я точно так же мог бы сыграть и курочку. Или бабочку», — шутит он, но к этим словам стоит отнестись серьезно. В его биографии настолько много разноплановых образов, в которые он входит с легкостью, характерной скорее для этой самой бабочки, а не для столь брутального мужчины, что несложно поверить: конечно, ему по зубам любая роль.

Комическая, трагическая или вообще проходная, второстепенная — это уже не столь важно. Жан Рено успел сняться в таком количестве коммерчески успешных лент, что может себе позволить почивать на лаврах до конца жизни. Но, к радости поклонников, он продолжает сниматься.

Жан Рено, он же Хуан Морено-и-Эррера Хименес, родился 30 июля 1948 года в Касабланке в семье бедных испанских беженцев из Андалусии. Его отец был линотипистом в типографии, мать работала швеей, втайне мечтая о сцене. Именно этой мечте, которой не было суждено сбыться, Хуан обязан тем, что сам захотел стать актером. Он записался в театральную студию, однако момент выбрал неподходящий: в Марокко начались беспорядки.

Убийственно смешной: к 65-летию жана рено

Пришлось вступить во французскую армию (в так называемый «развлекательный батальон»), благодаря чему Хуан был избавлен от участия в боевых действиях и получил французское гражданство. Именно во Франции ему было суждено стать известным, но для этого сначала нужно было взять броский и лаконичный псевдоним: Жан (Хуан на французский манер) Рено (родовая фамилия Морено минус две первые буквы).

Он брал уроки актерского мастерства на курсе Рене Симона, играл в телевизионных постановках, на сцене театра Ecce Homo, получал эпизодические роли в кино. Но большая карьера не складывалась вплоть до его знакомства с молодым Люком Бессоном, которое произошло в судьбоносном для Рено 1981 году. Этот альянс, начавшийся с фильма «Предпоследний», впоследствии принес мировую славу обоим.

Даже сейчас редкая картина Бессона обходится без Рено, а сам актер считает этого режиссера кем-то вроде своего ангела-хранителя. Что, однако, не мешало Жану Рено с одинаковым триумфом сниматься и у других великолепных мастеров: Бертрана Блие, Микеланджело Антониони, Роберто Бениньи, Жан-Мари Пуарэ, Роланда Эммериха — список можно продолжать еще долго.

По случаю 65-го дня рождения актера КиноПоиск вспоминает лучшие ленты с участием звезды.

«Подземка», 1985

Если вы хотите убедиться в том, что имя Жана Рено — это отнюдь не синоним мужественности и брутальности, а скорее символ большого таланта, то вам обязательно нужно посмотреть эту ленту. Потому что в первом коммерчески успешном фильме Бессона актер настолько легко и тонко вживается в сложнейший драматический характер, что любому ясно, почему после этой ленты он проснулся знаменитым.

В «Подземке», где главные роли исполнили Изабель Аджани и Кристофер Ламберт, Рено достался непростой персонаж — молчаливый, даже аутичный барабанщик, для которого ритм — это вся жизнь. Именно эта работа стала отправной точкой в карьере 37-летнего Жана Рено. О нем заговорили критики, а зрители начали узнавать его на улице.«Голубая бездна», 1988

Фильм Люка Бессона, основанный на реальных событиях, рассказывает историю двух друзей-фридайверов (Жан-Марк Барр и Жан Рено). Картина знаменательна солидным бюджетом, невероятной красоты подводными съемками, где Бессон был одним из операторов, и… провалом во французском прокате. Но только во французском.

Чуть позже специально для Америки и всего остального мира была создана новая версия ленты: грустный конец заменен на хеппи-энд, саундтреки Эрика Серра — на музыку Билла Конти, а сам сюжет переосмыслен. Однако это только в кино возможно все, а реальность намного трагичнее. Ныряльщик, ставший прототипом героя Жана Рено, жив и по сей день, а вот его друг Жак Майоль, сыгранный Барром, покончил с собой в 2001 году.«Никита», 1990

Все началось с одноименного клипа Элтона Джона. Люк Бессон посмотрел, вдохновился и снял фильм, получивший такую популярность, что через какое-то время дорос до ремейка и даже сериала. Жан Рено, который исполнил роль жуткого чистильщика, в этой картине смотрится особенно колоритно.

Пока кипят шпионские страсти, а главная героиня делает тяжелый выбор между работой и личной жизнью, он с бесстрастным лицом убивает направо и налево. Увлекательный динамичный сюжет, отличный актерский состав и просто интересная история — прекрасные ингредиенты для хорошей кассы и массового успеха. Бессону этот фильм помог получить бессрочный пропуск в Голливуд, а вот Жану Рено несколько подпортил репутацию. Теперь у зрителя он ассоциировался с весьма пугающим персонажем.«Пришельцы», 1993

О том, что Жан Рено может быть совсем другим, не страшным, а очень даже смешным и, более того, романтичным, мир узнал после выхода на экраны фантастической комедии «Пришельцы». Роль доблестного рыцаря Годфруа Амори де Мольфе, графа де Монмирай, де Эпремон и Папанкур стала новой вехой в карьере актера. В этой роли большой и угловатый Жан Рено смотрится настолько органично, что это уже само по себе забавно.

А уж после того момента, как его герой проявляет умилительную заботу о даме сердца, не полюбить его просто невозможно. Эта чистокровная французская комедия, способная рассмешить даже серьезных бабушек, принесла Жану Рено обожание публики и сделала его любимцем женщин. Бельмондо и Делон занервничали: новый секс-символ Франции дышал им в затылок.«Леон», 1994

Драматичная и трогательная история отношений наемного убийцы (Жан Рено) и девочки-подростка, мстящей за гибель семьи (Натали Портман), — это если не классика, то по меньшей мере один из самых знаковых фильмов 1990-х. И, возможно, лучшая лента с участием Жана Рено. Его Леон — это уже не хладнокровный чистильщик из «Никиты». У этого убийцы есть чувства, он сложнее и многограннее.

В свободное от работы время он ходит на мюзиклы, занимается гимнастикой и ухаживает за лучшим другом — нелепым комнатным цветком. Одним словом, просто душка. Даже его смертельное ремесло не вызывает отторжения у зрителя, ведь на протяжении фильма он борется с гораздо большими негодяями, чем он сам. Как любящий отец он заботится о девочке и учит ее лучшему, что умеет сам, а именно тому, как мастерски убивать.«Годзилла», 1998

Любопытный факт: ради роли агента Филиппа Роше в «Годзилле» Жан Рено отказался от роли агента Смита в «Матрице». Стоило оно того или нет, судить сложно, но Хьюго Уивинг наверняка ему за это благодарен. Сделав выбор в пользу борьбы с игуаной-мутантом, Жан Рено стал частью гигантского киноприключения с бюджетом в 130 млн долларов, вызвавшего восторг у среднестатистического зрителя и бурное негодование у поклонников японского оригинала. Как бы то ни было, для Жана Рено фильм «Годзилла» стал еще одним шагом в Голливуд, а для его фанатов — возможностью посмотреть на любимого актера в обстановке апокалипсиса.«Ронин», 1998

Лихой мужской боевик, где все так, как положено: погони, драки, перестрелки. Из безусловных достоинств фильма — сильная драматургия и, конечно, прекрасный актерский состав, главный козырь которого — дуэт Роберта де Ниро и Жана Рено. Сюжет закручен вокруг группы наемников, промышляющих случайными опасными операциями.

Но, несмотря на специфический характер работы, они не теряют человеческого лица и без колебаний приходят на помощь друг другу. В общем, кино о настоящих мужчинах, где такие актеры, как Рено и де Ниро, смотрятся в самый раз.«Багровые реки», 2000

Мрачный триллер, открывающий новую главу в творчестве Жана Рено — ту, что будет написана мастером душераздирающих историй Жан-Кристофом Гранже. Багровые реки крови в этом фильме действительно текут без остановки, что, впрочем, для Жана Рено является скорее правилом, чем исключением. Но главное не это, а психологизм, жуткий и утонченный, заставляющий буквально проглатывать фильм от начальных кадров до финальных титров.«Васаби», 2001

Очередное детище творческого союза Жана Рено и Люка Бессона, рожденное в ярких японских декорациях, — это и комедия, и детектив, и драма, и триллер. Придирчивый зритель без труда найдет здесь параллели с «Леоном». Герои Жана Рено в обоих фильмах во многом похожи (разве что только в данном случае он играет не убийцу, а копа, правда, весьма экстравагантного для этой профессии) и тоже отягощены отцовской заботой.

Но в «Васаби» персонаж Рено занят спасением уже не названой дочери, а самой что ни на есть родной. Что, впрочем, не отменяет законов жанра: пули летают так же быстро, дорогие машины разбиваются без пощады, ноги-руки ломаются, а справедливость торжествует.«Невезучие», 2003

Играть наемных убийц для Жана Рено столь же привычно, как чистить зубы. Вот и в этой уморительной комедии он выступает в привычном амплуа. С одной лишь поправкой: на этой раз его герой — убийца, не чуждый самых нежных чувств, в том числе дружбы, которая его связывает с умственно отсталым силачом (Жерар Депардье) и от которой он весь фильм усиленно отмахивается. Однако от судьбы не убежишь, как и от искренней привязанности к доброму и не слишком умному другу.«Тигр и снег», 2005

Грустный романтик Роберто Бениньи снял фильм, действие которого происходит во время вторжения американцев в Ирак. Две главные роли он доверил себе и своей жене Николетте Браски, а на третью пригласил Жана Рено. В этой ленте ему было суждено перевоплотиться в иракского поэта, страстного патриота своей страны, который не в силах вынести надругательства над родиной. Великолепный опыт, который раскрывает еще одну грань актерского таланта Рено.«Розовая пантера», 2006

Стив Мартин, Кевин Клайн, Бейонсе, Жан Рено, Джейсон Стэйтем — наличие этих имен в титрах уже само по себе является залогом успеха фильма. Но если при этом лента позиционируется как комедия и действительно оказывается таковой, по-настоящему смешной, доброй и непошлой, то это хит на все времена. Жан Рено исполняет в «Розовой пантере» не главную, но очень заметную роль, которая еще раз демонстрирует: он хорош не только в боевиках, он также и блестящий комик.«Код да Винчи», 2006

Работая над экранизацией нашумевшего роман Дэна Брауна, Жан Рено оказался на одной съемочной площадке с Томом Хэнксом, Одри Тоту и сэром Иэном МакКелленом. Все актеры шли на определенный риск, учитывая религиозные скандалы, связанные с самой книгой и ее адаптацией.

Но на деле массовые акции протеста, которые устраивали верующие разных стран, посчитавшие, что их чувства задеты, запрет на демонстрацию фильма в Индии, Китае, Пакистане, Иордании и Египте, яростные споры критиков — все это послужило картине самой лучшей рекламой. Впрочем, Жан Рено, андалузец по крови, рожденный в Касабланке, прославившийся во Франции и завоевавший Голливуд, в подобной рекламе не нуждается. Уберите из фильма всех остальных звезд, избавьте его от скандальности, и зритель все равно пойдет на эту картину, ведь на экране будет их любимый, убийственный и смешной Хуан Морено-и-Эррера Хименес.

Автор Елена Васильева

Неделя Жана Рено на Че


Релевантные статьи:

Теги: ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.