Вы находитесь здесь: Главная > Кинематограф > «Сильнее»: джейк джилленхол лишается ног в драме о герое поневоле

Высокие чувства на экране: любовь без прикосновений

5 июня на российские экраны выходит «Обещание» Патриса Леконта — костюмная экранизация романа Стефана Цвейга о любви и разлуке. Молодой Фридрих (Ричард Мэдден) устраивается на работу секретарем главы сталелитейного завода Карла Хоффмайстера (Алан Рикман). Благодаря трудолюбию и упорству он быстро становится правой рукой Карла, и тот предлагает Фридриху переехать к нему в поместье, так как из-за болезни не может выезжать на завод и управляет делами из дома.

Молодой человек соглашается, хотя переезд сулит ему немало душевных мук. Фридрих влюблен в жену Карла, Шарлотту (Ребекка Холл). Девушка тоже неравнодушна к подчиненному мужа, однако они оба понимают, что отношения между ними невозможны.

Патрис Леконт верен целомудренному тексту Цвейга. Чувства Фридриха и Шарлотты находят выход во взглядах и небольших деталях, в том, с какой любовью они прикасаются к предметам, принадлежащим друг другу, с каким благоговением заходят в комнату возлюбленного. В большинстве сцен, чтобы создать напряжение, режиссеру не нужно даже сокращать дистанцию между героями.

Высокие чувства на экране: любовь без прикосновений

Отсутствие физического контакта — дань эпохе, которую редко встретишь в современном кино. Целомудрие продается куда хуже, чем постельные сцены, и скорее служит хорошей затравкой. КиноПоиск задумался о том, в каких фильмах герои сознательно не давали волю чувствам или обходились почти без прикосновений, а то и без слов.

«Семнадцать мгновений весны», Татьяна Лиознова, 1973

Эталонная немая сцена, в которой герои могут встретиться лишь глазами. Разведчик Штирлиц-Исаев может увидеть жену лишь на расстоянии в кафе, куда ее привезли специально для этого свидания. В этой сцене речь идет, конечно, не о страсти, а о любви и горечи разлуки. Вячеслав Тихонов и Элеонора Шашкова без слов, но при помощи незабываемой музыки Микаэла Таривердиева удерживают внимание зрителей на протяжении добрых пяти с половиной минут.«Пианино», Джейн Кэмпион, 1993

В одной из первых сцен уроков игры на пианино, о которых Джордж Бэйнс (Харви Кейтель) просит немую Аду (Холли Хантер), герои еще не дали волю своим чувствам, но в движениях, во взгляде Бэйнса уже сквозит желание обладать не инструментом и музыкой, но самой девушкой. Ада поглощена исполнением. Потеряв возможность говорить, она выражает свои чувства через пианино, это предмет ее любви. Сложное переплетение музыки, взглядов и жестов дают этой сцене из фильма Джейн Кэмпион право на место в нашем списке.«Осажденные», Бернардо Бертолуччи, 1998

Бертолуччи — признанный мастер изображения любви и страсти на экране. В «Осажденных» пианисту Кински (Дэвид Тьюлис) не требуется прикасаться к Шандурай (Тэнди Ньютон), чтобы зрители поняли его чувства, хотя один раз он все-таки попытается. Шандурай приехала из Африки, где ее мужа без суда и следствия держат в военной тюрьме, и устроилась к мистеру Кински уборщицей, параллельно обучаясь на врача.

Попытки ухаживания она быстро пресекла, сказав, что сможет полюбить пианиста, только если он вызволит ее мужа из плена. В сцене, где Шандурай пылесосит, а Кински играет новую пьесу, сочиненную для нее, девушка догадывается, что роскошный дом у Испанской лестницы опустел не просто так. Ее поклонник распродает вещи, чтобы муж Шандурай приехал в Италию.«Ванильное небо», Кэмерон Кроу, 2001

В «Ванильном небе» у Дэвида (Том Круз) и Софии (Пенелопа Крус) вообще сложные отношения с прикосновениями. Он явно хочет дотронуться, поцеловать девушку, но та держит дистанцию. Его чувства раскрываются в сцене, где Дэвид и София рисуют друг друга.

У нее выходит критический шарж, а у него — эмоциональный и очень точный портрет. Больше объяснять ничего не нужно, и после бесконтактной стадии герои переходят на доверительный тактильный уровень.«Амели», Жан-Пьер Жёне, 2001

Иногда, чтобы влюбить в себя девушку, нужно облачиться в костюм скелета, надеть маску и страшно завыть ей на ухо: «У-у-у-у-у-у-у-у-у». По крайней мере с Амели (Одри Тоту) это сработало. После сцены на аттракционе девушка буквально потеряла голову.

Хотя героиня фильма Жёне была в восторге от вполне ощутимых вещей вроде мешка фасоли, здесь понадобилось лишь провести пальцем по щеке. Кстати, сцен секса в «Амели» вообще почти нет, если не считать пары кадров и сцены с подсчетом оргазмов.«Босиком по мостовой», Тиль Швайгер, 2005

Здесь мы чуть-чуть отступаем от правил. Герои «Босиком по мостовой» Ник (Тиль Швайгер) и Лайла (Йоханна Вокалек), конечно, касаются друг друга, держатся за руки и обнимаются. Необходимо вспомнить предысторию: Лайла провела всю жизнь взаперти и боится физического контакта, ее доверие Нику — уникальный случай.

К тому же эти объятья осторожны и невинны, а постельная сцена за ними не следует. Удивительным образом в «Босиком по мостовой» прикосновения значат куда больше и ценятся выше, чем в других фильмах о любви.

Редакция Men’s Health составила альтернативный список лучших эротических сцен в кино.

  • «Пристрели их». Моника Беллуччи и Клайв Оуэн занимаются сексом, не отвлекаясь от перестрелки.
  • «Страсти Дон Жуана». Джозеф Гордон-Левитт лечится от пристрастия к порно при помощи Скарлетт Йоханссон.
  • «Ночи в стиле буги». Марк Уолберг демонстрирует Джулианне Мур мастерство порноактера.
  • «Отряд „Америка“: Всемирная полиция». Куклы делают это со страстью, которой позавидовали бы многие люди.
  • «Соблазн». Отлично понимаем терзания помещика в исполнении Антонио Бандераса, ведь бедняга в одночасье лишился такого счастья, как секс с Анджелиной Джоли.

А какие платонические сцены в кино запомнились вам?

Автор Дарико Цулая

Психология. Безответная любовь


Релевантные статьи:

Теги: , ,

закладки и соцсети

Комментарии закрыты.